В науку с детского сада
Современный детский сад – это территория творчества. Дети здесь не просто находятся под присмотром, пока родители на работе. Они играют и учатся. В каждом саду своя специфика: где-то больше склонны развивать спорт, где-то – художественные или музыкальные таланты. Апатитская «Ивушка» нацелена на краеведческое и экологическое образование.
В 2012 году в Институт проблем промышленной экологии Севера обратились из городского Управления образования с предложением проводить занятия с воспитанниками детских садов и школьниками. Задача была сформулирована так: пробудить в детях интерес к естественным наукам и начать их знакомство с окружающей средой:сформировать представление о многообразии окружающего мира, и о проблемах, связанных с использованием природы человеком. Представители института сделали презентацию для воспитателей разных детских садов об основных направлениях работы института и о том, чему научные сотрудники смогли бы научить детей, предложили три направления, соответствующие тематике исследований института: мир микроорганизмов, мир растений и водные экосистемы. К работе привлекли молодых ученых, разработали занятия, включающие в себя теоретическую часть (короткую, чтобы сохранить заинтересованность детей), наглядный материал и активные тематические разминки.
Так началось сотрудничество детского сада «Ивушка», Института проблем промышленной экологии Севера и Полярно-альпийского ботанического сада-института. Темы встреч очень интересные: «Многообразие растений», «Самые первые, самые древние», «Человек – часть природы», «Микробы вокруг нас», «Грибы на деревьях». При возможности дети посещали лаборатории института и ботанический сад, сейчас встречи продолжаются в детском саду. В качестве наглядного материала сотрудники используют объекты серьезных научных исследований в безопасной форме. Например, чтобы продемонстрировать, какой вред могут наносить микроорганизмы, ребятам показывают грибные колонии на продуктах питания и бактериальные колонии на чашках Петри, демонстрирующие микробиоту грязных рук. Полезные микроорганизмы дети тоже могут рассмотреть и узнать о них поподробнее.
Детям показывали, какие приспособления могут иметь семена растений для их переноса на большие расстояния. Мир водных объектов был представлен водорослями, рыбами, раковинами моллюсков и водными насекомыми. Конечно же, сотрудники Кольского научного центра наглядно рассказывают об экологических проблемах, связанных с загрязнением среды. Так, дети узнали, каким образом сортируется и перерабатывается бытовой мусор. Во время встреч дошкольники отвечают на вопросы викторины, рисуют, разгадывают загадки, смотрят видео, занимаются наблюдением и сравнением растений. Все эти занятия вызывают живейший интерес: ребята засыпают преподавателя вопросами, активно делятся впечатлениями, строят самые смелые предположения.
Старший научный сотрудник Института проблем экологии Севера, кандидат технических наук Надежда Фокина рассказывает, что дошкольники очень активно участвуют в занятиях:
- Они более открыты и очень заинтересованы. Задают вопросы, рассказывают о том, что уже знают о представленных объектах. Во время разминок с удовольствием показывают, как двигаются бактерии с помощью жгутиков, или считают лапки и крылышки у насекомых. Специфика занятий с дошкольниками заключается в том, что необходимо заинтересовать детей, помочь им сконцентрироваться на изучаемом вопросе. Они быстро устают, необходима более частая смена деятельности. Поэтому презентации обычно очень короткие, акцент сделан на игровую форму подачи материала. Вопросы, которые задают младшие дети, простые, но часто очень неожиданные и имеют огромный диапазон. Детям может быть предложено домашнее задание, например, помочь родителям сделать влажную уборку, чтобы уменьшить количество вредных микроорганизмов в доме, или хорошо вымыть руки после детского сада.
Как говорит старший воспитатель «Ивушки» Ирина Бойчук, общаясь с научными сотрудниками, дети учатся выстраивать отношения с другими людьми. Они тонко чувствуют искренний интерес и заинтересованность в обсуждении экологических проблем, гордятся, что им доверяют важные дела, хотят принести пользу, на практике сотворить добро. Как отмечают педагоги, юные экологи быстрее созревают для школы, а главное – учатся нести ответственность за свои поступки, понимать ценность и хрупкость природы.
Сотрудники детского сада выражают искреннюю благодарность сотрудникам Института проблем промышленной экологии Севера и Полярно-альпийского ботанического сада-института за желание сотрудничать.
Научились новому не только дети, но и воспитатели. Сейчас на базе «Ивушки» проходят городские экологические акции, краеведческая конференция для малышей и фестиваль экологических театров и агитбригад.
- Геологический институт (24)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (61)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (53)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (12)
- Научно-организационный отдел (137)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (262)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (2)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (24)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (827)
- СМИ о нас (413)
- Видеосюжеты (20)