Современное искусство и современная наука вместе предсказывают будущее: Кольский научный центр в экспозиции на «Архстоянии»

В конце июля в крупнейшем арт-парке Европы Никола Ленивец состоялся архитектуры и современного искусства «Архстояние-2023». С 2006 года на площадке, которую организаторы считают местом легендарного Стояния на реке Угре, приглашенные дизайнеры и архитекторы создают из природных материалов арт-объекты. За эти годы усилиями более чем 150 участников здесь появился 101 объект, большая часть которых предназначена не для простого наблюдения, а вовлекает зрителя в активное взаимодействие. Многие экспонаты или их «потомки» затем переехали в разные города России. Так, например, в Апатитах появилась инсталляция, созданная на основе «Непроходимой чащи» одного из победителей «Архстояния-2021». До переезда в наш город она успела побывать на Красной площади в Москве.

Каждый год появляется новый манифест, декларирующий идею ближайшего фестиваля. В 2023 году основной темой стали предсказания.

– Мы живем в ситуации, когда планировать что-либо становится сложно, поэтому на помощь приходят иррациональные и художественные методы. «Архстояние-2023» предлагает поиграть в предсказания, заглянуть в работы художников, как в магический шар, и увидеть себя вне времени, вне обстоятельств и вне границ собственного воображения, – заявляют организаторы.

Впервые в знаменитом фестивале принимал участие центр современного искусства «Сияние». В этом году помимо отдельных объектов в программе появились институциональные кэмпы: площадки заметных арт-центров страны, представляющие театральные и музыкальные проекты, лекции, прогулки с художниками и другие способы взаимодействия со зрителями для передачи своих идей. Кэмп «Сияния» создавался в сотрудничестве с Кольским научным центром.

Идея настроить совместную работу появилась у сотрудников «Сияния» не вчера, и сотрудничество планомерно развивается уже два года, – рассказывает координатор ЦСИ «Сияние» Сергей Данилин. Он уверен, что современное искусство и наука идут бок о бок и часто помогают друг другу, поэтому все только начинается.

– Мы находимся в городе Апатиты. Пусть не де-юре, а технически, но это наукоград. Множество ученых с помощью своих научных методов анализируют, что происходит у нас, и могут говорить о совершенно конкретном, реальном будущем. К нам приезжают художники со всей страны. Используя свои художественные методы, они, подобно ученым, также исследуют Апатиты, Хибины, Кольский полуостров в целом и открывают какие-то новые их грани. Часто художники тоже размышляют о будущем и делают свои прогнозы. Мы понимаем, что вместе можем намного больше и можем многое друг другу дать.

Лето – полевой сезон не только для ученых, но и для резидентов «Сияния». Многие художники, приезжая в Апатиты, интересуются ботаникой, геологией, историей города, и центр современного искусства знакомит их с сотрудниками Кольского научного центра, чтобы происходил обмен мнениями и информацией. Например, Алла Мировская изучала историю личного озеленения на Кольском полуострове, не только общалась с дачниками, и выясняла, что они высаживают на своих участках и как ведут свой дачный быт, но и искала точки пересечения с деятельностью с Полярной опытной станции ВИР и Полярно-альпийского ботанического сада-института и с историей озеленения города. К столетию ПОСВИРа «Сияние» готовит интересную многоплановую выставку, грамотно смешивая научные архивы и художественное творчество.

Это взаимовыгодная работа, потому что художники могут придумать новые, неожиданные формы популяризации науки и представления Кольского научного центра, новый мерч. А для творческих людей прикоснуться к науке важно потому, что обладая достоверной информацией можно строить интересные, состоятельные, крепкие истории, и это очень хорошо влияет на качество проектов художников.

Площадка, которую представили на фестивале апатитские художники, называлась «Экспедиция Сияния». Подобно ученым прошлого, участники экспедиции исследовали территорию арт-парка Никола-Ленивец с помощью художественных методов и размышляли над важными вещами, которые могут открыться в будущем. Важно понимать, что ни один проект не был чистой научной практикой. Частично это были фантазии на тему исследований, частично – рассуждения над методолгией. Так, работа Екатерины Рыбловой «Горизонт видимости» была посвящена концентрации восприятия. Она приводила зрителей к тому, что можно прийти к более точным выводам, намеренно сузив диапазон наблюдений.

В сотрудничестве с Кольским научным центром «Сияние» представило три работы. Одна из них – «Сад растений-интродуцентов» от команды «Bomse». Художники посадили в арт-парке привезенные из Полярно-альпийского ботанического сада-института черемуху Маака, рябину обыкновенную и карликовую березу. Команда предполагает, что в далеком будущем, когда растают тысячелетние льды, Арктика останется пригодной для жизни людей и растений, и предлагает провести многолетний эксперимент по адаптации карликовой березы, вырванной из экстремального арктического климата, и ре-адаптации растений, давно покинувших исходную среду обитания и приспособившихся к новым условиям.

– Наша гипотеза заключалась в том, что Хибины – это своеобразный Ноев ковчег, на котором в случае всемирного потопа будет сохранено больше всего растений, – поясняет Сергей Данилин. – Мы хотели ответить на вопрос, смогут ли люди, когда вода сойдет, заселить обратно эти территории, вернуть флору в какие-то места. Эксперимент показал, что черемуха Маака после переселения чувствовала себя не очень хорошо, рябина – получше, а вот карликовая береза, которая является коренным жителем Мурманской области, на мой взгляд, процесс интродукции прошла отлично. Она стала довольно быстро расти, выпрямляться и в целом будто бы была очень рада, что на нее не дуют ветра, ее не прижимает к земле и она может чувствовать себя спокойно.

Большой популярностью пользовалась работа инженера научно-инновационного отдела КНЦ РАН, художника Федора Мухаметшина – она даже попала в сюжет о фестивале на первом канале.

Федор рассуждает, что мы когда-то исчезнем, и наши останки кто-то потом обнаружит и увидит следы высокоразвитой цивилизации. Он привез множество геологических кернов, которые выступают как инструмент предсказания. Видя, что из себя представляет горная порода, геологи могут предположить, целесообразно ли вести здесь какие-то работы. Грубо говоря, если здесь есть, предположим, месторождение редкоземельных металлов, то очевидно, что в каком-то обозримом будущем здесь может появиться город, производство, возникнуть социальные, экономические, экологические и другие обстоятельства. Все это можно предсказать, условно, при помощи керна.

Федор Мухаметшин любит и умеет создавать арт-объекты, наполненные смыслом. Пожалуй, нет ни одного жителя Апатитов, который не вглядывался бы в свое отражение в шлеме космонавта на мозаичном панно в центре города, ни одного гостя Териберки, который бы не искал очертания бухты в наскальном изображении влюбленных троллей. На «Архстоянии» Федор представил две инсталляции, созданные из беломорского плавника и кернов из скважин Мурманской области, вспомнив, как в юности участвовал в геологических экспедициях.

Работа «Давным-давно, а что было давно?» погружает зрителей в атмосферу археологических раскопок. Деревянные «кости» складываются в скелет древнего динозавра, пронзенного каменными цилиндрами.

– Это заставляет задуматься о существовании какой-то развитой цивилизации, которая могла так идеально обрабатывать камень, – рассказывает художник. – В наше время эти каменные копья являются инструментом геологов, по которым они могут предсказать дальнейшее развитие местности по содержанию тех или иных ценных минералов. Если месторождение начинают разрабатывать, появляются рудник, перерабатывающее предприятие, возникают отходы производства, вырубаются леса, уничтожается местная фауна, что, безусловно, влияет на состояние окружающей среды – и это как раз тот след, что мы оставляем потомкам своими действиями сегодня. Сделанное из переплавленного стекла окаменелое сердце ящера символизирует возобновившийся проект по разработке нефтяного шельфа в Арктике, который тоже повлечет за собой разные последствия для Кольского полуострова.

Вторая работа называется «Кисть истины». Деревянный короб наполнен песком и образцами горных пород Мурманской области, например, медно-никелевой и железной руд, керна, содержащего частицы слюды, хибинита.

– Взяв кисточку, люди освобождали из-под песка камни, а я знакомил их с минералами: давал потрогать, посмотреть, презентовал часть Хибин в виде хибинита.

Сергей Данилин считает, что работа Федора пользовалась популярностью еще и потому, что для многих жителей Средней полосы столкновение с обилием разных минералов – событие интересное и неординарное.

Очень заинтересовали гостей фестиваля подкасты с учеными. В специально оборудованной палатке можно было посидеть и послушать интервью с сотрудниками Кольского научного центра. Исследователи рассказывали, чем занимаются, какие методы используют и как эти методы позволяют прогнозировать будущее – в основном, Арктики, Мурманской области и в частности, Апатитов.

– Конечно, предсказание не наука, но есть прогнозирование на основе научных методов, – комментирует заместитель генерального директора Кольского научного центра по научной работе. Рассказать о своей и работе и о прогнозировании будущего согласились Елена Ключникова (Институт проблем промышленной экологии Севера), Лариса Рябова (Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина), Ольга Корсакова (Геологический институт) и Михаил Кожин (Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина).

Фестиваль закончился, но планы сотрудничества между Центром современного искусства и КНЦ РАН уже расписаны.

Скоро к нам приедет художник Ян Посадский, – раскрывает один из секретов Сергей Данилин. – Вместе с сотрудниками Кольского научного центра он будет размышлять над муралом, который мы хотим создать в Академгородке. Идут переговоры о создании нескольких объектов на территории как Академгородка, так других площадок, которые входят в зону контр

14 августа 2023