День преподавателя высшей школы
19 ноября в России во второй раз отмечают день преподавателя высшей школы. Почему именно эта дата? 19 ноября 1711 года родился «наш первый университет», великий ученый, просветитель, основатель Московского государственного университета Михаил Васильевич Ломоносов.
Высшее образование в Апатитах за последние тридцать лет прошло очень непростой путь. До середины 1990-х большинство желающих получить хорошее образование устремлялось в ленинградские, а затем санкт-петербургские вузы, ну и, конечно, в Мурманск, Москву и другие города, а с исчезновением советской системы распределения прекратился и поток выпускников из центральных вузов. Ученые Кольского научного центра понимали: необходимо создание собственной региональной высшей школы. В 1994 году плодом длительного сотрудничества Института информатики и математического моделирования и Петрозаводского государственного университета были подписаны документы о создании Кольского филиала ПетрГУ. В 1995 году открылся апатитский филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа), в 1999 – году Апатитский филиал Мурманского государственного технического университета. Еще один филиал вуза – Костромского государственного университета – тогда появился и в Кировске. Скептики утверждали, что затея «не взлетит»: в Апатитах и Кировске не наберется столько абитуриентов, да и традицию отправлять своих детей в столицы переломить трудно. Однако «отцы» филиалов энтузиазма не теряли и оказались правы – число студентов росло с каждым годом. С 2000 года в Кольский научный центр начала приходить молодежь, родившаяся и учившаяся здесь, заинтересованная в развитии родного города, появились абитуриенты из других населенных пунктов Мурманской области, Карелии... Расцвет продолжался десять лет.
К началу 2010-х годов ситуация изменилась: исчез ИНЖЭКОН, был ликвидирован филиал КГУ в Кировске, КФ ПетрГУ превратился в филиал Мурманского арктического государственного университета. Апатитский филиал МГТУ продолжает подготовку кадров по профильным для КНЦ РАН направлениям и специальностям. Студенты вновь уезжают в Санкт-Петербург, Новгород, Москву. Появились известия об объединении МГТУ и МАГУ. Кто-то воспринимает это с воодушевлением, кто-то считает, что высшие учебные заведения в Мурманской области не нужны вовсе.
Накануне праздника мы решили пообщаться с коллегами, продолжающими преподавать в апатитских вузах, вспомнить тех, благодаря кому эти вузы появились и развивались, и любимых студентов, узнать, что для них интереснее – преподавание или научные исследования.
Главный научный сотрудник Института экономических проблем Медея Иванова много лет преподавала в КФ ПетрГУ, а в 2015-2016 годы возглавляла филиал. В настоящее время заведует кафедрой экономики, управления и социологии в филиале МАГУ в городе Апатиты. Из числа тех, кто стоял у истоков высшего образования в Апатитах, Медея Иванова отмечает Геннадия Лузина, благодаря которому появился Апатитский филиал ИНЖЭКОНа, Николая Козлова, долгие годы возглавлявшего Апатитский филиал МГТУ, и Владимира Путилова, основателя Кольского филиала Петрозаводского государственного университета – крупнейшего вуза региона, в котором осуществлялась подготовка кадров по различным направлениям и специальностям.
– Контингент студентов в филиале достигал 5,5 тысяч студентов, – вспоминает Медея Владимировна. – Наиболее востребованный для нашего региона горный факультет КФ ПетрГУ, а затем и кафедру горного дела в филиале МАГУ возглавлял Сергей Терещенко. Также в развитие высшего образования в нашем городе большую лепту внесли сотрудники Полярно-геофизического института, в частности, Владимир Иванов, который долгие годы возглавлял факультет технической физики. Тесное сотрудничество Кольского научного центра и филиала позволило выпускникам продолжить научную деятельность в институтах КНЦ.
Директор Геологического института Николай Козлов – один из главных вдохновителей создания и до 2017 года директор АФ МГТУ, считает, что в становлении и развитии КФ ПетрГУ самую большую роль сыграли его первый директор Владимир Путилов и заместитель по учебной работе Виоланта Ртвеладзе, а организация филиала ИНЖЭКОНа в Апатитах была бы невозможна без Геннадия Лузина и Елены Вербиненко.
– Про филиал МГТУ, по вполне понятным причинам, мне рассказать проще, – сознается Николай Евгеньевич. – Здесь было много тех, без кого бы он не состоялся. Но особенно я хочу выделить тех, кто практически с первых шагов создания филиала был рядом со мной и помогал в его создании и развитии. Из ныне здравствующих это Игорь Чикирёв и Людмила Кириллова (оба работают в управлении аспирантуры и магистратуры Кольского научного центра) и Андрей Иванов, ныне пенсионер. Из ушедших это, конечно же, академики Феликс Митрофанов, Николай Мельников и Владимир Калинников, помогавшие мне во многих организационных вопросах и возглавлявшие долгое время кафедры филиала.
Что для вас интереснее – преподавание или исследования? А что, как вы считаете, сложнее? Есть ли у вас любимые студенты или группы? Может, вы кого-то вспоминаете уже много лет как лучшего ученика? А может, кто-то «попортил вам крови» за время учебы, а потом стал большим ученым или выдающимся деятелем в другой области?
Нынешний директор АФ МГТУ, начальник управления аспирантуры и магистратуры КНЦ РАН Игорь Чикирёв признается, что преподавание ему ближе и интереснее, поскольку в преподавательской деятельности можно оценить результат своего труда сразу. «Любимчиков» среди студентов он старается не выделять.
– Везде своя специфика, но трудно бывает и в науке, и в образовании. Для всех студентов и аспирантов я стараюсь быть одинаково доступным и одновременно требовательным. Подход должен быть ко всем единым! Исключения можно делать либо для всех, либо ни для кого, – говорит он. – Крови мне никто не портил. Есть бывшие студенты, которые достигли «административных высот», например, ученый секретарь Геологического института Сергей Мудрук и заместитель директора института Артем Мокрушин.
Для Николая Козлова интересны и преподавание, и научные исследования:
– Просто это разные стороны жизни. И преподавать, как мне кажется, труднее, поскольку надо и понятно рассказать то, чего ребята еще не знают, и в то же время заинтересовать предметом (а не внушить отвращение к нему...). Пожалуй, в целом «по жизни» каждый курс мне чем-то интересен. И поскольку человек устроен так, что больше помнится хорошее, по истечении времени кажется, что особо кровь никто и не попортил... Уходят одни, приходят другие, в чем-то лучшие, в чем-то худшие, чем предыдущие... Ну а в целом как-то ближе те, с кем из них непосредственно работаешь. Для меня это Артем Мокрушин и Сергей Мудрук, работающие в дирекции института. Чуть «подальше», но чья жизнь меня, безусловно, также интересует, – остальные выпускники, работающие в институте. По именам я их не называю, в нашем институте их более двадцати.
У Медеи Ивановой были и любимые студенты, и группы. Некоторые из них прошли путь до кандидатов наук, занимались исследованиями. Особенно помнятся ей первые группы бухгалтеров и экономистов КФ ПетрГУ. Сейчас многие из них занимают ведущие должности в крупных корпорациях, организациях как нашего, так и других регионов России.
– Я пришла работать в образование молодым ученым, только защитившим кандидатскую диссертацию. Поначалу это было очень интересно, поскольку я делилась со своими студентами всеми новыми знаниями, своими разработками, которые были сделаны в кандидатской диссертации. Это было такое интересное время, когда наши исследования шли в ногу со всеми изменениями экономической и политической систем в нашей стране. Но впоследствии преподавание фактически вытеснило возможность заниматься научными исследованиями, поскольку студентов было огромное количество. Преподавание, как и любой процесс, в общем-то циклично. Постепенно появилась возможность сбалансировать эту деятельность и заняться в большей степени исследованиями. Я думаю, что все-таки преподавание должно быть основано на исследованиях и практике. На первое место я бы поставила исследования, которые позволяют получить новые знания, а потом уже – преподавание, как умение донести эти знания до слушателей.
Возможно, непростой вопрос. Что вы думаете по поводу грядущего объединения МАГУ и МГТУ?
Николай Козлов:
– Это крайне важное, хотя и очень запоздалое решение! О необходимости такого шага мы в разных аудиториях говорили уже пять лет, может и больше. Еще немного, и высшее техническое образование в регионе, связанное с горной промышленностью, просто умерло бы! И сейчас, когда произойдет окончательное объединение, надо будет сделать еще очень много для того, чтобы результат был положительным. Ну а то, что МАГУ «вливается» в МГТУ, то есть тот филиал, который создавали мы с коллегами, при этом объединении сохраняется как основа, мне лично, как вы понимаете, приятно. Это если говорить формально, а неформально, то есть, по сути, от этого не меняется ничего: происходит объединение и прекращается наконец-то дублирование.
Игорь Чикирёв:
– Oбъединение – это реальная необходимость. Оба вуза сейчас имеют низкие рейтинги. Кроме того, ни один из них не может участвовать в различных проектах федерального уровня, поскольку не хватает контингента обучающихся. Надеюсь, что рейтинг объединенного вуза будет расти с каждым годом, так же, как и контингент обучающихся.
Медея Иванова:
– Полагаю, что это неизбежно. И наверное, это давно нужно было сделать и стать уже большим мощным вузом.
- Геологический институт (24)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (61)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (53)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (12)
- Научно-организационный отдел (137)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (264)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (3)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (24)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (830)
- СМИ о нас (413)
- Видеосюжеты (20)