Заметки о полях: Пустошь 2.0

В новом выпуске «Заметок о полях» мы поговорили с участниками экспедиции «Пустошь 2.0». Полевые работы проходили в окрестностях Мончегорска, хотя эти места совсем не похожи на поля. Пейзаж напоминает кадры фантастического фильма – редкая чахлая растительность среди пустынной местности и болота. Только небольшие озера, отражая заполярное небо, украшают ландшафт.

Летом 2022 года лаборатория природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики Центра наноматериаловедения КНЦ РАН и лаборатория «Смарт-технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений» Российского университета дружбы народов организовали экспедицию на техногенные пустоши около Мончегорска, чтобы определить факторы, влияющие на пространственное распределение загрязнителей при помощи методов цифровой почвенной картографии.

В последнюю неделю июня кандидат геолого-минералогических наук Юрий Дворников, кандидат биологических наук Марина Слуковская и кандидат географических наук Артем Гуринов собирали необходимые для исследования образцы. А еще – пережили самое настоящие приключение.

– Наша работа была посвящена детальному картографированию загрязнения почв тяжелыми металлами на участке техногенной пустоши, – рассказывает Марина Слуковская. – По заранее спланированной схеме отбора мы отбирали образцы почв. Иногда запланированные точки попадали в труднодоступные места, но нас это не останавливало.

– В каждой точке мы отбирали пять образцов для смешивания методом конверта и делали полевые описания растительного и почвенного покрова, а также геоморфологических особенностей, – поясняет Юрий Дворников. – График был довольно напряженный. На выезд смогли выделить всего одну неделю, а планируемых точек отбора было 508, поэтому приходилось работать с 10 до 22-23 часов. Обязанности разделили по половому признаку: женщина возила мужчин на машине, а они носили тяжелые образцы.

Ученые потратили много времени на планирование эксперимента для соблюдения его чистоты. Провели обработку и анализ пространственных данных, нашли и оцифровали архивные геологические карты.

Местность, по которой пришлось идти, заболоченная, и передвигаться по ней было тяжело. Одолевали жара и комары. И…

– За нами по следам шел медведь и в какой-то момент мы с ним столкнулись очень близко, – вспоминает Юрий Дворников. – Мы делали фотографии на каждой точке отбора, а потом обнаружили на одной из этих фотографий медведя. Коллективно решили, что медведя будет «брать на себя» Марина. Очень было странным встретить этого зверя именно на пустоши, ни в лесу, ни в чаще, ни у реки, причем довольно близко к трассе Кола. Возможно, медведя привлек заброшенный колодец, заполненный протухшей рыбой, и остатки костей, которые мы затем нашли в лесу.

Звучит опасно! Не побоялись ли вы снова идти на маршут?

Марина Слуковская:

- Нет. Вернувшись домой в один день после работы, мы решили поехать обратно на пустошь, но уже без проб, а с мангалом.

«Пикник на пустошах» звучит почти как «Пикник на обочине» Стругацких. Со стороны команда могла действительно производить впечатление сталкеров. Обычно поздно вечером удивленные соседи наблюдали за тем, как ученые перетаскивают по подъезду тяжелые черные мешки, подтрунивая друг над другом.

– Пробы – все 508 мешочков – мы сушили практически в полевых условиях, на съемной квартире – добавляет Марина. – Затем около 400 килограммов образцов мы отправили в Санкт-Петербургский горный университет. Потом они приехали в РУДН, где сейчас и находятся в обработке.

Исследование проводится в рамках гранта Российского научного фонда. В этом году, как отмечают ученые, предстоит завершить обработку полученных данных и выпустить статью.

Команда дала исследователям, которые планируют полевые работы в наступающем сезоне, несколько коротких советов:

  • Подбирай команду правильно,
  • Избегай токсичных людей,
  • Не поворачивайся спиной к медведю,
  • Планируй эксперимент заранее до мельчайших деталей.
20 апреля 2023