Вы попали на фестиваль! Кольский научный центр уже в шестой раз приглашает горожан на праздник науки

На двери домика 15а апатитского Академгородка – аккуратная табличка «Фестиваль НАУКА 0+». За дверью трудятся над макетами роскошных клумб по собственному эскизу второклассники апатитской гимназии.

Руководит процессом сотрудница Ботанического сада Ирина Калашникова.

– А я и не догадывалась, что иду на фестиваль! – делится с соседкой юный озеленитель. – Да еще и научный!

Подарить возможность прикоснуться к большой науке максимально широкой аудитории – не только студентам и школьникам, но и маленьким детям, и взрослым, которые уже давно решили для себя, что знают о жизни все, удивляться не умеют и глупостями заниматься не собираются – решили в 2013 году сотрудники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Первый фестиваль науки получился довольно камерным по московским меркам: его посетило около двадцати тысяч человек. Но уже в следующем году только в российской столице в нем поучаствовало более двухсот пятидесяти тысяч! Сейчас «НАУКА 0+» охватывает более 120 городов России и даже вышла за границы страны: мастер-классы, лекции, научные шоу для всех желающих устраивают в Беларуси и Узбекистане, в Китае и на Кубе.

В Апатитах всероссийский фестиваль «НАУКА 0+» приняли уже в шестой раз. По доброй традиции приурочен он ко Всемирному дню науки за мир и развитие – 8 ноября. С 5 по 8 ноября исследовательские организации, вузы, колледжи и библиотеки пригласили в гости любознательных горожан и сами приходят к аудитории. Конечно же, одни из самых активных его участников – сотрудники Кольского научного центра.

Как рассказать просто о геологии, электрохимии, микробиологии, социологии? Задача не из легких. В одних случаях нужно не просто показать приборы и объекты изучения, а и дать возможность самостоятельно провести эксперимент. В других – лучшим выбором становится игра, а иногда – оживленный спор. Ученые используют все формы работы с аудиторией и рады «заразить научным вирусом» хоть дошколенка, хоть старшеклассника.

Экскурсии? Конечно!

В музее «Хибинариум» интересно и самым маленьким, и самым серьезным и взрослым школьникам: Владимир Котельников менял маршрут, исходя из интересов и возраста гостей. Илья Травин добавил к традиционной экскурсии по Музею-архиву изучения и освоения Европейского Севера России элементы квеста и дал посетителям возможность разгадать загадки музейных предметов. Галина Скиба и Светлана Дрогобужская во время экскурсии по лаборатории химических и оптических методов анализа Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева рассказывали о современных методах анализа состава вещества, а Алевтина Гостева демонстрировала оборудование для инфракрасной спектроскопии и помогала посетителям самостоятельно подготовить пробу для исследования. Экскурсию по лаборатории наземных экосистем Института проблем промышленной экологии Севера Татьяна Сухарева и ее коллеги сопровождали рассказом об эколого-климатических исследованиях. С микро-миром воды знакомили участников экскурсии по лаборатории водных эко-систем Анна Косова и Светлана Постнова. Александра Чапоргина в лаборатории экологии микроорганизмов показала школьникам, как работают микробиологи. Сергей Мудрук, Михаил Сидоров и Евгений Кунаккузин провели настоящее путешествие по царству минералов, пород и изотопной геохимии, расположившемуся в Геологическом институте. Наталья Рак и ее коллеги предложили посетителям инсектария Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина найти ответ на вопрос «кто такие хищные насекомые – друзья или враги растений?».

Лекции? Да, это отличный способ глубже познакомиться с темой.

Эту форму выбрали экологи и химики: Надежда Фокина рассказала о том, что умеют бактерии, Александра Чапоргина – о пользе и вреде жизни с плесенью, Алевтина Гостева предложила школьникам введение в науку, а Владимир Долматов раскрыл актуальность электрохимических исследований в науке и производстве. Мария Кулькова из Горного института доказала, что горная наука – это не только «про горы», и помогла понять, сколько весят горы. Андрей Маслобоев, ученый из Института информатики и математического моделирования им. В.А. Путилова в лекции с заковыристым названием «Интеллектуальная движущая электросила арктической науки» познакомил старшеклассников с опытом участия Кольского научного центра в междисциплинарных проектах по созданию и испытанию электрических транспортных средств. Сотрудники Центра гуманитарных проблем Баренц-региона не побоялись затронуть сложные для понимания вопросы: Ксения Казакова прочла лекцию «Университет как колыбель российской науки. К 300-летию РАН», Олеся Сулейманова – «Киберэтнография и виртуальная жизнь коренных малочисленных народов Севера», Ольга Змеева – «Из истории строительства Мурманской железной дороги: миграция и адаптация рабочих», Марк Шахнович – «Археология и волонтерское движение в России». Ученый Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Роман Бадылевич поднял тему «Современные инструменты инвестирования и сбережения ФИЦ КНЦ РАН».

Практикум позволяет не просто прикоснуться к науке, но и действительно стать участником научного процесса. Исследователи из Института информатики предпочли в этом году формат практического семинара. Дарья Халиуллина и Виталий Быстров пообщались с подростками на тему «Агенты вокруг нас», Андрей Федоров, Игорь Датьев и Иван Вишняков – о том, как ученые запутались в социальных сетях. Лекционно-практические занятия выбрали сотрудники Ботанического сада, Института экологии и Горного института: Надежда Фокина научила школьников проводить микро-биологические исследования, Екатерина Копеина продемонстрировала, зачем нужно изучать тундру, а Дарья Шибаева, Денис Волков и Данил Асанович – учили не только различать, но и разделять минералы. На практическом занятии «Изучи себя сам» Алла Мартынова познакомила учеников биоклассов с методами и возможностями современной диагностической аппаратуры Научного центра медико-биологических исследований адаптации человека в Арктике.

Что может быть серьезнее и познавательнее практических занятий? Только игра! Именно в игре-тренинге Ольги Бодровой старшеклассники выяснили, как противостоят эмоции и гормоны стресса в жизни школьников, а в «кукольной» игре в ландшафтного дизайнера ученики начальных классов смогли познать тонкости подготовки проекта – от изучения теории до разработки детального макета.

Завершился фестиваль науки в Апатитах 9 ноября – традиционной встречей в городском Дворце культуры. Все его посетители приняли участие в самых разнообразных опытах и мастер-классах, полюбовались интересными выставками и прошли полезные тесты на стендах научных и образовательных организаций города. Сотрудники Кольского научного центра представили экспозицию «Строительные материалы на основе природного сырья Кольского полуострова», показали медицинское оборудование, познакомили детей и взрослых с маленькими обитателями лаборатории наземных экосистем и чудесами химии и провели мастер-класс «Геология под микроскопом».

Во время торжественной церемонии закрытия фестиваля самые яркие популяризаторы науки этого года получили награды от губернатора Мурманской области. В их числе – руководитель лаборатории Научного центра медико-биологических исследований адаптации человека в Арктике Алла Мартынова и заместитель директора Геологического института по научной работе Артем Мокрушин (они удостоились почетной грамоты от Андрея Владимировича) и коллектив Центра гуманитарных проблем Баренц-региона (почетный адрес от губернатора региона получила заместитель директора Виктория Старикова).

Фестиваль науки завершился ярко и жизнерадостно, а ученые уже начинают планировать новые интересные занятия для детей и взрослых на 2025 год.

Фотоальбом «Фестиваль НАУКА 0+»

12 ноября 2024