Вспоминаем Геннадия Лузина

4 апреля 2021 года исполнилось бы 85 лет Геннадию Лузину, первому директору Института экономических проблем Кольского научного центра, видному российскому экономисту, члену-корреспонденту Российской академии наук и депутату Государственной думы Российской Федерации.

Геннадий Павлович родился в 1936 году в Миассе. Он начинал свой путь в науку с Миасского геологоразведочного техникума, который окончил в 1955 году, и Ленинградского горного института. В 1955-1977 годах работал в организациях горной промышленности в Свердловской, Челябинской, Оренбургской области и в Москве, пройдя путь от рабочего до главного инженера Всесоюзного объединения Мингео СССР. В 1975 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему промышленной оценки месторождений с дискретным оруденением. До 1986 года Геннадий Лузин работал в Секретариате СЭВ и в Международном институте экономических проблем СЭВ, а в 1986 году возглавил Институт экономических проблем Кольского научного центра АН СССР. Спустя год он стал доктором экономических наук (его диссертация называлась «Проблемы перестройки системы управления сотрудничеством в условиях интенсификации экономик стран-членов СЭВ»), еще спустя десять лет – членом-корреспондентом РАН и действительным членом Нью-Йоркской Академии. Он написал более двух сотен научных работ, в том числе два десятка книг.

Геннадий Лузин был лауреатом государственной премии СССР, имел звание «Заслуженный деятель науки РФ» и множество наград. Благодаря своей эрудиции, активности, целеустремленности и ответственности Лузин сформировал новое научное направление в отечественной науке - экономику «северного измерения», в рамках которой была создана самостоятельная научная школа и подготовлен ряд фундаментальных работ.

В годы его руководства институт активно участвовал в разработке теоретических и прикладных исследований по проблемам экономической реформы в России, трансформации социальной и экономической политики в территориальных системах Севера, экономики рационального использования природных ресурсов Севера России и Арктики, возрождения Северного морского пути, развитии международных научных связей. В ИЭП РАН выполняли правительственные задания по районированию регионов Севера России по критерию дискомфортности в качестве научной базы для формирования системы новых трудовых отношений, транспортного разделения и формирования системы бюджетных трансфертов. И XXI век институт встретил как коллектив высококвалифицированных специалистов, готовый решать все усложняющиеся задачи социально-экономического развития пространства Севера и Арктики России в условиях глобализации.

Вот как вспоминали о Геннадии Лузине его коллеги Елена Башмакова, Елена Вербиненко и Ирина Гущина в статье, подготовленной к 65-летнему юбилею института:

…о Геннадии Павловиче Лузине написано и сказано немало, но, как только приближается очередная круглая дата института, мы снова возвращаемся к этому человеку и его роли в организации и развитии института, в формировании «северных» направлений научных исследований. Почему? Чем больше лет проходит с того времени, как он ушел из жизни, тем более выпукло и весомо осознается его значимость для становления и развития научной жизни как в созданном им институте, так и на Севере вообще.

…структура института, руководимого Лузиным, постоянно менялась и совершенствовалась, происходили процессы, которые сегодня называются структуризацией или еще круче ― оптимизацией, но не с позиций «как бы сократить количество управляемых структур или сотрудников для удобства управления». Ничего подобного. Наоборот, создавались новые подразделения, куда приглашали сотрудников как молодых, так и, по нынешним меркам, не очень. Так, в рамках института появился вычислительный центр, в Мурманске был организован Центр по исследованиям Арктики и Северного морского пути (Арктик-центр) ― и это в период, когда Север посчитали нерентабельным, ненужным! Был создан сектор внешнеэкономической деятельности, в состав института вошли филиалы Архангельске, Череповеце, Вологде. Привлекались новые сотрудники из всех городов и весей, из научных организаций, из университетов, с производства. Геннадий Павлович молодежь любил, но не за молодость как таковую, а за хорошую работу, и точно так же он относился и к не очень молодым сотрудникам. Основой оценки сотрудников всегда была только работа, возраст не важен, лучшая похвала от него: «...ну вот видишь, можешь же, когда захочешь...» Поэтому никаких противопоставлений «молодые/старые» не было, главное ―качественно выполненное дело. Никто не кичился ни молодостью, ни опытом. Никого не увольняли ни за почтенный возраст, ни за молодость, уходили только по собственному желанию, и всегда Геннадий Павлович пытался удержать людей в институте, лично узнавал, почему хотят уйти, предлагал новые интересные проекты. Позиция директора была однозначна: больше сотрудников ― больше исследований ― выше позиция и значимость института.

…каждую неделю (!) на областном мурманском телевидении Г.П. Лузин выступал с программой «Экономические чтения», причем на доступном, понятном всем языке ― все слушают, все в курсе, что, как, зачем. И главное ― не потому, что нужно отчитаться, нужно поставить галочку, а потому, что важно, чтобы народ понимал, что делается в экономике страны и области, как и почему. И ведь он был далеко не либерал, скорее государственник, выступления были довольно острые, критика действий правительств всех уровней нелицеприятная. И позже, когда он уже был в Государственной думе, тоже выступал резко, бился за Север, за возрождение Северного морского пути, доказывал с цифрами в руках, что и Север, и Арктика нужны и важны не только сами по себе, но и для всей страны, что рынок не всесилен, особенно на Севере, здесь всегда будет необходимо государство. Вот только дошло это до общественного сознания почти через 20 лет, в XXI веке, и только тогда стало меняться отношение и к Северу, особенно к Арктике.

…нужны специалисты высокой квалификации? Да, нужны, а ситуация экономическая сложная, не все могут детей отправить учиться в центр. И в 1994 году по инициативе и под руководством Лузина на базе института создается филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Он стал первым директором филиала, он же возглавил экономический факультет тоже только что созданного филиала Петрозаводского государственного университета. Основополагающую роль при создании филиалов вузов сыграл тот факт, что в Апатитах расположен Кольский научный центр РАН, в состав которого входило 11 научно-исследовательских институтов. В основу учебного процесса был заложен принцип тесной интеграции академической науки и высшей школы. Студенты учатся в Апатитах, дальше ― аспирантура, диссертационные советы здесь же, в регионе, и вот они ― кадры высшей квалификации для Севера, для Арктики! И для сотрудников всех институтов КНЦ РАН ― вот оно, поле преподавательской работы, где можно реализовать свои знания и передать их студентам, аспирантам, соискателям и самим учиться вместе с ними. И как результат ― прирост молодых высококвалифицированных кадров, хорошо адаптированных к работе и жизни в экстремальных условиях Севера и Арктики. Публикации нужны? В 1998 году по инициативе Лузина создан и издается по настоящее время научный журнал «Север и рынок: формирование экономического порядка», вышло уже 50 номеров. Писали и публиковались очень активно, и не потому, что нужно как можно больше публикаций «для галочки» ―не за количеством гнались, а за качеством. Были интересные исследования ― будут, значит, и статьи интересные, и монографий большое количество. Сотрудникам никогда не платили дополнительно за количество публикаций, и даже в голову не приходило, что за это можно платить, и роста публикаций не требовали, а они росли, и главная задача была: не сколько напечатано, а о чем, и чтобы статья была интересная и такого качества, чтобы за нее не было бы стыдно. Количество исследований и печатных работ росло и потому, что развивались новые направления исследований, постоянно приходили новые сотрудники с новыми идеями.

…девяностые годы прошлого века отмечены в истории нашей страны как время лихолетья, когда рушились идеологические устои советского общества, обваливалась плановая экономика, трансформировались моральные и ценностные представления людей, звучало разноголосье о перспективах видения будущего России и Севера. И в этот сложнейший период в Институте экономических проблем КНЦ РАН не только активно развиваются исследования, но почти одновременно создаются два диссертационных совета ―по защите кандидатских и докторских диссертаций. Многим это казалось шагом, не соответствующим задачам выживания, связанным с обременительными финансовыми затратами. Но с позиций сегодняшнего дня можно уверенно говорить о своевременности и масштабности этого решения. В противовес опасениям оно послужило мощным стимулом для развития как самого института, так и региональной экономической науки.

…первый директор института Геннадий Павлович Лузин, оказывается, был «эффективным менеджером» (возможно, он об этом не знал и вряд ли задумывался) по всем современным параметрам, но, к нашему счастью, не таким образом, как это трактуется нынешними менеджерами от науки. Существенная разница между ним и теми, кто считает себя эффективными менеджерами сейчас, в том, что целью Лузина являлось не достижение формальных наукометрических и других показателей, а развитие науки, ее востребованность на предприятиях, в регионе, в обществе и стране, обеспечение максимально возможных благоприятных условий для своих сотрудников, бережное отношение к людям, работающим вместе с ним. Ведь удалось сохранить и даже приумножить коллектив института в трудное время 1990-х. Геннадий Павлович Лузин задал основной вектор развития института и экономическим исследованиям, проводимым институтом.

4 апреля 2021