Ученые Института экономических проблем им. Г.П. Лузина проанализировали влияние пенсионной реформы на экономику АЗРФ в новой монографии

В издательстве Кольского научного центра вышла новая монография «Экономическое пространство российской Арктики и пенсионная реформа: оценки, риски, последствия». Книга была подготовлена силами сотрудников Института экономических проблем им. Г.П.Лузина при участии Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. Н.П. Лаверова УрО РАН под редакцией доктора экономических наук Татьяны Скуфьиной, кандидата экономических наук Елены Корчак и кандидата экономических наук Ольги Губиной. Восемь ученых всесторонне рассмотрели вопрос влияния пенсионной реформы на социально-экономические процессы в Арктике, подробно зафиксировав особенности экономического пространства Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ).

Первая часть книги посвящена детальному описанию экономических особенностей АЗРФ – как общей роли всего арктического пространства в экономической структуре России, так и стратегического видения отдельных регионов АЗРФ относительно своего нынешнего и будущего места в структуре экономики страны. Приведена сводная таблица, составленная на основе региональных стратегических документов, которая позволяет сравнить степень проработанности планов и масштаб ожидания от их реализации субъектами, входящими в АЗРФ. Также проведен детальный анализ структуры экономики арктических регионов и потенциальных точек развития. Освещены вопросы минерально-сырьевой базы, энергетики, транспорта, связи, биоресурсов и так далее. Отдельно рассмотрены экологический аспект хозяйственной деятельности в АЗРФ и то, как видят авторы монографии перспективы развития экономического пространства северных регионов.

В следующих трех частях книги приводится детальный анализ влияния пенсионной реформы на различные социально-экономические аспекты АЗРФ и ставится эконометрическая задача по оценке влияния пенсионной реформы на экономику Российской Федерации в долгосрочной перспективе и региональную экономику арктического региона на примере Мурманской области. По представленной модели, даже при самом благоприятном сценарии рост экономики, выраженный в ВВП (для РФ) и ВРП (для Мурманской области), будет незначительным. Для Мурманской области авторы также продемонстрировали, что ВРП региона не имеет четкой корреляции с инвестициями в основной капитал и численностью людей, занятых в экономике. Это показывает, что декларируемого экономического эффекта от пенсионной реформы для арктического региона может не быть вовсе, несмотря на определенное увеличение количества работоспособного населения за счет увеличения пенсионного возраста.

В книге приводятся результаты социологических опросов, которые демонстрируют отношение разных групп населения различных социальных групп в регионах АЗРФ к реформе пенсионного законодательства. Наиболее подробные данные представлены по Мурманской области, но анализ социологических данных приведен по всем субъектам АЗРФ по опросам 2019-2020 годов. Результаты показывают, что среди всех групп населения высок процент неприятия пенсионной реформы с поэтапным повышением пенсионного возраста (около 90%), при этом в категории предпенсионеров уровень неприятия пенсионной реформы повышается (около 95%). Кроме того, и в регионах АЗРФ, и в Мурманской области не оправдываются ожидания о снижении миграционных настроений среди молодежи в связи с возможностью выхода на пенсию на 5 лет раньше, чем в других регионах РФ. По мнению респондентов, этот фактор не будет способствовать и увеличению миграционного потока в регионы АЗРФ. При анализе социологических данных выявлены и другие интересные факты, связанные с отношением жителей АЗРФ к пенсионной реформе, а также их представление о размере справедливой пенсии на Севере.

Последняя часть исследования посвящена медицинским и демографическим аспектам повышения пенсионного возраста. Поведенный анализ и сравнение с опытом других стран показывает, что общее повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет не соответствует демографическим параметрам, так как средний ожидаемый возраст жизни после выхода на пенсию составляет всего 3,2 года. Анализ данных по регионам АЗРФ, приведенный авторами, показал, что при существующих медико-демографических параметрах и отсутствии реформы в сфере здравоохранения арктических регионов пенсионная реформа не позволит достичь значимого экономического эффекта за счет увеличения предложения труда людей предпенсионного возраста.

28 декабря 2022