Технологического шока не будет: эксперты ПОРА обсудили первоочередные задачи Арктики в новых санкционных условиях

Заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики получило общее название «Разработка отечественных технологий в АЗРФ в рамках импортозамещения для развития российской экономики. Новые возможности в условиях санкционного давления со стороны Запада». Оно прошло в онлайн-формате и собрало у экранов мониторов специалистов из разных сфер и отраслей, в том числе из Мурманской области. Как отметил координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников, именно этот регион будет находиться в фокусе внимания. Ведь именно тут будет разрешаться большинство, в первую очередь, логистических проблем, развиваться портовая инфраструктура, и опорой для перевозки грузов станут именно Мурманск и Северный морской путь.

Александр Воротников отметил, что тема импортозамещения была намечена для обсуждения в дискуссионном клубе давно, но никто и подумать не мог, что она так быстро перейдет из теоретической плоскости в практическую.

- Сегодня нам в Арктике нужно активно искать новые пути развития, чтобы не остановиться в движении. Правительство России наметило планы в развитии экономики, и в АЗРФ в частности. Сегодня надо понять, что мы уже сейчас имеем в отношении технологий, какие есть риски и что в целом могут предоставить здесь сегодня научные организации и промышленные компании.

С интересными докладами перед коллегами выступили Светлана Панфилова, генеральный директор АО «Корпорация развития Мурманской области», рассказавшая о поддержке бизнес-сообщества правительством области, и Ольга Буч, генеральный директор Ассоциации подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф». Она говорила о зависимости от импортного высокотехнологичного оборудования – бурового и сейсморазведочного – в нефтегазовой отрасли Арктики и привела следующие цифры: в 2014 году уровень импортозависимости в нефтегазовой отрасли составлял 60 процентов, в 2020 году – 48. По ее словам, программы импортозамещения есть у «Газпрома», «Новатэка», «Роснефти» и других крупных игроков на рынке. Важно, что в эти программы привлекается и местный бизнес.

С огромным интересом участники клуба выслушали краткие доклады сотрудников Кольского научного центра РАН. Главный научный сотрудник Института экономических проблем, доктор экономических наук, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области и профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев подчеркнул:

– Тема импортозамещения в Арктике важная и очень чувствительная к тому, что происходит во внешней среде, хотя бы потому, что предприятия в АЗРФ продуцируют около 15 процентов ВВП и обеспечивают четвертую часть российского экспорта. Но хочу напомнить, что санкции начали вводить еще в 2014 году. И они критического влияния в отношении Арктики не оказали, хотя сделали реализацию планов здесь чуть менее удобной. Зато активизировали национальный сервисный рынок поставщиков – с тех пор мы начали по-настоящему заниматься импортозамещением. Вопрос о нем следует разделить на две категории: это, во-первых, развитие технологий, а во-вторых – обеспечение снабженческой безопасности. Второе проще, а первое требует привлечения научных кадров, финансовых средств и прочего. Однако мы движемся по двум этим направлениям.

Алексей Михайлович напомнил слушателям, что в ледовых условиях, в таких высоких широтах, кроме России, никто не ведет добычу ресурсов. У норвежцев большой опыт, но нет таких тяжелых ледовых условий. Сегодня, по его словам, именно россияне – носители уникальных компетенций. У нас первый и пока единственный проект добычи нефти на шельфе: проект Приразломный, который работает эффективно и безопасно. Есть еще два добычных проекта на суше: Новопортовское нефтегазоносное месторождение на полуострове Ямал, а также проект «Ямал СПГ» компании «Новатэк». Из-за цифровизации нефтегазового комплекса, особенно в Арктике, он перестал быть простым в технологическом отношении, однако и в этом направлении у нас есть собственные результаты.

– Конечно, санкции – не то, чего мы ждали, разрыв партнерских отношений, срывы стратегических планов не могут быть восприниматься положительно, однако повторю: сегодняшняя ситуация для нас не критическая, технологического шока не будет, поскольку накоплен уникальный практический опыт работы в Арктике, которого нет в других странах мира.

По его мнению, позитивный курс необходимо продолжать, а он лежит в плоскости взаимодействия науки, промышленности, энергетических компаний и государства, которое способно финансировать прорывные проекты, также нельзя оставлять за скобками региональные организации. И, конечно, необходимы кадры. Без них ничего не получится. Еще один важнейший момент сегодня – вопрос стандартизации для оборудования, где требования должны быть приведены к общему знаменателю, а здесь могут быть полезны научные институты.

– Мы должны продолжать реализацию крупных энергетических, добывающих и инновационных проектов в Арктике. «Это безальтернативный путь развития Российской экономики», —сказал Алексей Фадеев.

Советник генерального директора КНЦ РАН, доктор технических наук Владимир Маслобоев отметил, что настало время, когда и наука должна переосмыслить свою роль, и бизнес – роль науки в стратегии выживания в «санкционной войне».

– Стратегические задачи устойчивого развития Арктики нам всем известны и роль науки в их решении очень велика. Причем основные вызовы не изменились – это обеспечение высокого качества жизни в АЗРФ, смягчение последствий климатических изменений, повышение уровня информационной инфраструктуры, создание современной транспортно-логистической цепи. Также понятна и тематика комплексных исследований: новые материалы, механизмы и конструкции для низких температур, новые технологии для добычи и переработки полезных ископаемых, а также для систем связи и навигации. Следует помнить, что именно Арктика сегодня выходит на первое место в вопросах импортозамещения.

Владимир Алексеевич привел несколько примеров алармистской интонации в СМИ, когда тема технологий вдруг стала «хайповой», и все начали пугать друг друга.

– Я прочел, мол, в стране нет лития, а без него никуда. Но литий у нас есть, сподуменовые месторождения на Кольском полуострове известны давно, и сегодня «Росгеология» к ним потихоньку подбирается. В КНЦ разработаны все технологии по извлечению лития из сподумена, а если есть рабочая сила, знания и средства, то и проблем тут не будет, – подчеркнул Владимир Маслобоев.

Он выразил согласие с Алексеем Фадеевым в том, что сегодня один из главных вопросов по импортозамещению в Арктике – это создание полноценной инновационной экономики, а для этого понадобится фундаментальная практико-ориентированная наука, образование и инновационная промышленность, а также партнерство с властью и бизнесом. Владимир Алексеевич привел в пример Кольский научный центр, где сегодня реализуется множество совместных проектов с предприятиями Мурманской области по таким направлениям, как геология, горное дело, химия, металлургия, экология, новые энергоемкие производства. Кроме того, стартует крупное строительство – специальная лаборатория совместно с «ФосАгро» для совершенствования процессов рудоподготовки бедных и некондиционных руд с использованием метода предконцентрации. При этом стратегически мы не должны далеко уходить от дальних целей по созданию в Арктике экономики замкнутого цикла, «зеленых» и природоподобных технологий.

Однако важно помнить о главном – о людях. Нужны специалисты, которых необходимо готовить именно в регионах, чтобы они были ментально ориентированы на охрану окружающей среды и нацелены на экологизацию экономики своей жизни, чтобы были социально адаптированы к Заполярью и имели практические навыки работы в условиях Крайнего Севера, – завершил свой доклад Владимир Маслобоев и резюмировал его так:

– Большие вызовы – это стимул для развития науки. Надеюсь, что в условиях санкций наука будет востребована, и, несмотря на тяжесть ситуации, уже сейчас растет небольшое чувство оптимизма.

26 апреля 2022