Состоялся дискуссионный клуб, посвященный проблемам Северного морского пути

30 апреля состоялось онлайн-заседание дискуссионного клуба Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), посвященное современному состоянию и возможностям развития Северного морского пути. Модераторами выступили заместитель председателя Кольского научного центра по науке Евгений Боровичев и советник руководителя Кольского научного центра Владимир Маслобоев. Евгений Боровичев обратил внимание на то, что СМП сейчас рассматривается как ключевой элемент устойчивого присутствия России в Арктике, но существующие проблемы могут снижать его значимость. Владимир Маслобоев выступил с обзором экологических проблем.

Модель развития Арктики ориентирована главным образом на экспорт сырья, ресурсы распределены крайне неравномерно, а многие инновационные проекты сталкиваются с недостаточностью или полным отсутствием необходимой инфраструктуры. Все это приводит к большому риску для потенциальных инвесторов. Кроме того, такой однобокий эксплуатационный подход усугубляет и без того немалые экологические проблемы. Для успешной транспортировки грузов морем необходимо больше судов, но в случае северных территорий «больше» с пугающей легкостью превращается в «хуже». Широко известен парниковый эффект черного углерода, выделяющегося в атмосферу, в том числе, при использовании дизельных судов. Плюсы потепления в Арктике либо малозначимы по сравнению с негативным эффектом, либо вообще вызывают сомнения. «Озеленить» арктический флот призвана российская разработка, позволяющая заменить дизельное топливо на метан.

Несколько исправить ситуацию может введение национального общественного стандарта экологической безопасности Арктики, который будет включать лучшие практики и инициативы, правила и требования в области охраны природы и хозяйственной деятельности, а также четкую систему индикаторов экологичного поведения. И, конечно же, он будет эффективен, только если все действующие и новые хозяйственники примут ее добровольно.

Идею Владимира Алексеевича развил Александр Воротников, эксперт по государственно-частному партнерству и координатор Экспертного совета ПОРА.

- Пока Россия в глазах мировой общественности нарушает международные экологические правила, другие страны не будут присоединяться к СМП. Необходимо резко менять отношение России к экологии Северного морского пути. Деятельность по «озеленению» СМП необходимо продолжать. Здесь нужно вывести на арену правительственные ресурсы и вести активный межгосударственный диалог, - заявил он.

По словам секретаря Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области Сергея Жаворонкина, в мире идет постоянная борьба за Арктику. Общественное отношение к инновациям постепенно меняется. К сожалению, сейчас о новых проектах тех, кого они касаются в первую очередь, оповещают очень формально, без интереса к тому, чтобы люди действительно поняли, какие их ждут плюсы и минусы.

Главный редактор газеты «Деловой Петербург» Игорь Павловский высказал довольно неожиданную идею:

- Нужен ли нам второй Суэцкий канал? Севморпуть – это наша российская внутренняя история, и если не замахиваться на гигантские цифры, он приобретает важнейшее значение. А если сопрягать морские пути с речной логистикой, мы получим богатую и перспективную систему.

Заместитель директора по науке Мурманского морского биологического института Денис Моисеев предложил еще более нестандартный проект: размещать в холодных регионах майнинговые фермы и другие мощные компьютерные системы, чтобы не тратить энергию на их охлаждение.

Подводя итоги дискуссии, Владимир Маслобоев выразил общее мнение: вопрос пространственной связанности Арктической зоны волнует многих. И развитие Северного морского пути будет связано с развитием прибрежных районов, поскольку для многих восточных территорий России морское сообщение остается дешевле и удобнее, чем прокладка дорог по суше.

3 Мая 2021