Сложно объяснить простое – это удел младшего научного сотрудника, а просто объяснить сложное – это уровень академика. Кольский научный центр провел фестиваль науки на уровне академика
В 2022 году всероссийский фестиваль «НАУКА 0+» в Апатитах прошел уже в четвертый раз. Проводят его по традиции при поддержке администрации города Кольский научный центр, филиал Мурманского арктического государственного университета, библиотеки, школы и колледжи Апатитов. Финал, приуроченный к Всемирному дню науки, провели в городском Дворце культуры.
Фестиваль в Апатитах прошел с 7 по 12 ноября, но сотрудники Кольского научного центра подготовили столько лекций, экскурсий и практических занятий для детей и взрослых, что для них начало сдвинулось на 1 ноября.
Все организации Российской академии наук уже начали готовиться к 300-летнему юбилею Академии – проводятся «юбилейные» акции: «Ученые в школе» и «Урок в музее».
Первыми уроки в музее на тему «История Кольского края. Люди и быт» в выставочном зале Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера еще в октябре провел для второклассников апатитской гимназии №1 инженер-исследователь Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Илья Травин. 1 ноября здесь состоялась открытая экскурсия для всех желающих. Школьники, пришедшие на занятие «Путешествие в мир пород, минералов и изотопной геохимии» в Геологический институт, не только знакомились с многообразием минералов Мурманской области в Музее геологии и минералогии им. И.В. Белькова, но и узнавали, как определяют возраст горных пород, а потом проводили эксперимент с жидким азотом.
В рамках акции «Ученые в школы» сотрудники практически всех институтов Кольского научного центра посетили не только апатитские, но и кировские школы, а также библиотеку Коашвы и филиал МАГУ в Кировске. И конечно же, исследователи приглашали школьников в исследовательские лаборатории на экскурсии, лекции и мастер-классы.
Сотрудники Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина «телепортировали» ребят из хибинской зимы в тропики, а также провели захватывающие мастер-классы «Работа дендролога. Здоровье деревьев на кончике листа» и «Построение дома в природной среде».
Центр медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике провел в школах города опрос и лекцию о репродуктивном здоровье, аспиранты Центра физико-технических проблем энергетики Севера рассказали кировским старшеклассникам и студентам филиала МАГУ в Кировске об альтернативной энергетике, а сотрудники Центра наноматериаловедения – о новых хибинских минералах, синтезе их аналогов и поиске областей практического их применения.
Сотрудники Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева ежедневно демонстрировали химические опыты в школах и библиотеках, а у себя «дома» – знакомили с химическими и оптическими методами анализа и основами электрохимии, показывали лаборатории института и помогали школьникам самостоятельно подготовить и проанализировать пробу вещества.
Дружный коллектив Института проблем промышленной экологии Севера провел для детей и подростков уроки о роли микробов в жизни человека и микроскопических грибах, кремниевых водорослях и о том, что водоросли могут рассказать об истории. Школьники научились работать с микроскопом, узнали о том, как можно с помощью живых организмов очищать загрязненные территории и водоемы.
Центр гуманитарных проблем Баренц-региона пошел по пути «прицельных» занятий. Для студентов филиала МАГУ в Апатитах прозвучала историческая лекция об этнографических музеях в России, а старшеклассники шестой школы узнали, как проводить гуманитарные исследования, отделять суть от деталей и готовить курсовые и дипломные проекты. Ребята, увлекающиеся историей, совершили путешествие на сто лет назад и познакомились с тем, как и чему в то время учили детей на Кольском Севере. Любители археологии узнали о том, как развивается эта наука в нашей области в последнее время. Своеобразную коллаборацию естественных и гуманитарных наук организовал сотрудник Геологического института Михаил Петровский: он рассказал о геологических исследованиях Русской Лапландии в конце 19-го века.
Сотрудники Горного института рассказали о свойствах и видах горных пород и о том, почему горная наука связана не только с горами. Подростки, собирающиеся связать свою жизнь с горной промышленностью, шаг за шагом проследили процесс обогащения руды на опытных установках лаборатории флотационных реагентов и обогащения комплексных руд.
Разнообразные теоретические и практические занятия подготовили в Институте информатики и математического моделирования им. В.А. Путилова. Ученики ФосАгро-класса «пытали» ученых вопросами о том, что может ожидать их на научном пути и зачем на него вступать. Старшеклассники учились программировать на Python и занимались имитационным моделированием, рассуждали о сложности привычных всем социальных сетей и гуляли по коридорам Института информатики. А ребята помладше погружались в мир виртуальной и дополненной реальности, создавали технические прототипы и знакомились с высокотехнологичными тренажерами для гражданского и спортивного вождения.
«Информатики» впервые так активно занялись просвещением апатитской молодежи и с удивлением обнаружили, что это очень интересно. Заместитель директора ИИММ КНЦ РАН Андрей Федоров признался, что адаптировать изложение довольно непростых даже для ученых вопросов к восприятию детей разного возраста стало для него особым вызовом:
- Как говорил Ричард Фейнман, «если вы ученый, квантовый физик, и не можете в двух словах изложить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, вы шарлатан». Наш бессменный научный руководитель, создатель и первый директор института Владимир Александрович Путилов добавлял, что сложно объяснить простое – это удел младшего научного сотрудника, а просто объяснить сложное – это уровень академика. Может быть, у нас это пока получается не всегда, но мы стараемся!
Пожалуй, именно этим принципом руководствовались все представители Кольского научного центра, постаравшиеся заразить детей «научной лихорадкой» на лекциях и мастер-классах, в музеях и лабораториях. Но фестиваль «НАУКА 0+» направлен не только на детей, но и на взрослых. А взрослые, обладающие собственным жизненным опытом, порой тяжелее воспринимают новое, чем дети. Перед участниками встречи с представителями Молодежного парламента при областной Думе стояла не менее сложная задача: сжато рассказать им о самых интересных и перспективных направлениях исследований, которые проводит Кольский научный центр, и найти точки пересечения путей власти и науки.
А завершился апатитский фестиваль науки в городском Дворце культуры. Здесь ученые представили несколько стендов, иллюстрирующих синтез природоподобных соединений и обогащение полезных ископаемых, повествующих об истории больницы КНЦ РАН и новых функциональных материалах, продемонстрировали, как проявляют себя минералы в поляризованном свете и что нужно, чтобы создать газон «по науке». Уже в четвертый раз Кольский научный центр смог доказать, что не бывает скучных знаний, и каждую тему можно подать так, чтобы она была понятна и полезна для людей разного возраста и уровня образования, что нет конфликта «физиков» и «лириков», а есть содружеств любопытных и неравнодушных людей.
- Геологический институт (25)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (64)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (54)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (12)
- Научно-организационный отдел (139)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (271)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (5)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (26)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (853)
- СМИ о нас (413)
- Видеосюжеты (21)