Очередная Ферсмановская научная сессия будет посвящена Игорю Белькову и Ии Батиевой

Геологический институт Кольского научного центра РАН с 3 по 5 апреля планирует проведение XIX Всероссийской Ферсмановской научной сессии в очном и заочном формате. Тематика сессии касается геологии и геофизики, общей и технологической минералогии, геохимии и геохронологии, а также геоэкологии. После конференции статьи ее участников будут опубликованы в журнале «Труды Ферсмановской научной сессии ГИ КНЦ РАН».

Несмотря на то, что сессия проводится в честь академика Ферсмана, заложившего фундамент академической науки в Кольском Заполярье, не забыты и труды последующих поколений геологов в Мурманском регионе. Их усилиями найдены и поставлены на баланс месторождения и рудопроявления никеля, меди, железа, алюминия, редких металлов, золота, металлов платиновой группы и строительных материалов. Такими выдающимися специалистами были доктора геолого-минералогических наук Игорь Бельков и Ия Батиева. Сессию этого года посвятили 105-летию со дня рождения Игоря Владимировича и 100-летию со дня рождения Ии Дмитриевны. Вспомним некоторые вехи работы на Кольской земле и их совместной жизни, которая длилась 42 года.

Игорь Владимирович Бельков всю свою трудовую жизнь – более полувека! – посвятил изучению геологии Кольского полуострова. 25 лет он руководил Геологическим институтом Кольского филиала АН СССР, в котором насчитывалось более 400 сотрудников!

А родился он 13 августа 1917 года в Ташкенте, позже семья перебралась в Петроград. Еще школьником юноша проявлял прекрасные способности к рисованию – живопись осталась его увлечением на всю жизнь.

В 1936 году Игорь Бельков поступает в Ленинградский государственный университет, чтобы получить специальность геолога-геохимика. После второго курса, летом 1938, он впервые попал в северную Карелию и на Кольский полуостров – здесь проходила его летняя практика.

«… После Мончегорска, на пароходе переехав через Имандру и проехав немного по ветке железной дороги, попали в Кировск (Хибиногорск). Здесь мы пробыли пять дней. За это время побывали в геологическом музее, ботаническом саду, на апатитовом руднике. Лазили на Кукисвумчорр (1200 м) и собрали редчайшие коллекции минералов Хибин», – писал он отцу.

Результатом поездки явились минералогические сборы, из которых составлены единственные в своем роде коллекции. Cтудент начал работать над материалом под руководством преподавателя минералогии Леонида Косого на кафедре минералогии. По итогам Игорь Владимирович написал самостоятельную работу об измерении и характеристике кристаллов пирита, турмалина, кварца, рутила и других минералов из кальцитовых жил побережья Белого моря. Во время учебы он еще не раз бывал на Кольском – в Зашейке, Ковдоре, Ёне.

1 июня 1941 года Игорь Бельков сдал госэкзамены, получил диплом с отличием по специальности геолога-геохимика и вместе с товарищами собрался на Кольскую базу Академии в Хибиногорск (Кировск), где им предложили прекрасные условия работы – аспирантура, 3,5 месяца отпуска плюс замечательная библиотека и лаборатории, а также научный рост под руководством крупнейших геологов, в том числе и Александра Евгеньевича Ферсмана.

Однако война перечеркнула все планы. Молодого геолога направили под Ленинград на военный склад боеприпасов, в нестроевую команду из-за болезни, где он исполнял работу воентехника. Работы было много, особенно в дни активных военных действий. Началась блокада, и ... «Я на своей шкуре испытал все прелести голодовки и убедился, что в жизни нет переживания тяжелей, чем длительный изнурительный голод, когда сам процесс жизни становится в тяжесть и только напряжением воли держишь себя в узде и внешне действуешь нормально, хотя испытываешь полнейший разлад», – писал он родным.

В июле 1943 года Игорь Владимирович был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в ноябре года медкомиссия признала его годным к строевой службе, но командование отпускать его не пожелало. До окончания войны он остался в этой части, являясь по сути начальником штаба.

В 1944 году Бельков навестил родной университет – место в аспирантуре за ним сохранили, а профессор Курбатов, назначенный заведующим лаборатории минералогии на Кольскую базу АН СССР, записал его в свой штат. Однако демобилизоваться из армии геологу удалось только в ноябре 1945 года.

А уже летом 1946 года здесь, на Севере, произошла его встреча с будущей супругой и верным другом и коллегой Ией Батиевой. Она, уроженка Сыктывкара, окончила Карело-Финский университет и приехала трудиться на Кольскую базу АН СССР в 1944 году младшим научным сотрудником. Жила в поселке Кукисвумчорр – именно там после войны в двух деревянных домах и располагалась Кольская база. В доме, расположенном на правом берегу, находились дирекция Базы и химико-аналитическая лаборатория. Геологи работали в доме на левом берегу реки. Удивительно, но познакомились молодые ученые очень прозаично, в автобусе. Затем они уже вдвоем начали сбор материала во время полевых работ, проводили исследования геологических образцов, и уже в 1947 году вышла их первая совместная статья «Новое месторождение стенструпина в Ловозере». В 1949 году молодые геологи зарегистрировали брак, в котором появились сын и дочка.

И началась большая, интересная жизнь на Севере! В 1961 году Игорь Бельков стал директором Геологического института, а в 1965 году защитил докторскую диссертацию, в качестве которой Ученому совету ИГЕМ была предоставлена монография «Кианитовые сланцы свиты Кейв». Результатом исследований Белькова по Кейвам стал ряд правительственных постановлений, касающихся разведки запасов кианита, разработки экономически эффективных способов обогащения кианитовых руд с получением концентратов, удовлетворяющих всем промышленным требованиям.

Научные работы Игоря Белькова способствовали широкому внедрению в практику исследований раннего докембрия методов формационного анализа и создали надежную основу для оценки и выбора оптимальных способов освоения уникальных кианитовых и редкометалльных месторождений. Возглавляя в течение четверти века Геологический институт КФ АН СССР, Бельков обеспечил высокий уровень развития в нем как традиционных геолого-петрографических и минералогических исследований, так и новых научных направлений – изотопной геохимии, геоэлектрики, глубинного сейсмического зондирования, геотермических и геохимических методов поисков полезных ископаемых, металлогении. Игорь Бельков получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР, был награждён орденом Ленина, другими орденами и медалями.

Все эти годы рядом с ним трудилась Ия Дмитриевна Батиева. Она участвовала в исследовании Ловозерского массива, Кейвской и Канозерской зон. Обосновала первично-осадочное происхождение кристаллических сланцев Кейв и создала первую в мировой практике региональную схему формационной типизации раннедокембрийских гранитоидных комплексов. В 1970-е года возглавила межлабораторный коллектив, который осуществил формационную типизацию докембрийских магматических комплексов северо-восточной части Балтийского щита и создал карту магматических формаций региона масштаба 1:500000.

Совместно с Бельковым ею были открыты Сахарйокский и Кульйокский щелочные массивы, а результаты ее исследований отражены в более чем 90 опубликованных работах, в том числе в семи коллективных монографиях. Ия Батиева – почетный гражданин Апатитов, награждена орденом «Знак почета», медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд», бронзовой медалью ВДНХ СССР. Завершила она свою научную работу главным научным сотрудником Геологического института КФ АН СССР.

После того, как Игорь Владимирович вышел на пенсию в 1988 году, у него появилось больше свободного времени для живописи. Так он стал участником выставок в городах области и в Мурманске, щедро дарил свои картины друзьям и коллегам. Его картины есть в США, Канаде, Финляндии, Дании, Румынии, Париже. В 1989 году ученому предложили провести аукцион в пользу Детского фонда имени Ленина. Он с удовольствием согласился. На двух аукционах продали около 100 его картин и этюдов. Вырученные деньги были переданы в Апатитский детский дом: на них для детей была организована экскурсия в Ленинград. Было очень трогательно, когда, вернувшись после поездки, девочки из детдома со своей воспитательницей и с букетом цветов пришли благодарить Игоря Владимировича…

И все же он не мыслил себя вне геологии и продолжил свои исследования в редкометалльной минералогии гранитов, вернувшись в институт. А осенью 1989 года его не стало.

Памяти супруга Ия Дмитриевна посвятила замечательную книгу «Хроника жизни», вышедшую в 2005 году, за два года до ее кончины (здесь мы используем выдержки из этой работы). Вот как Ия Батиева заканчивает книгу памяти о супруге:

«…Траурная церемония проходила в актовом зале Геологического института. Были речи, потом поминки, но всё это прошло как в тумане. Зимой я съездила в Ленинград и Москву, а летом была в последний раз в поле по приглашению Валеры Ветрина. С собой в поле взяла землю с могилы Игоря и разбросала её по дороге, а несколько камушков бросила в Поной – реку, которую неоднократно посещали мы с Игорем…».

В 1990 году в издательстве Кольского научного центра РАН вышел сборник, «Новые данные по минералогии редких элементов Кольского полуострова», посвященный памяти Игоря Белькова. Анатолием Волошиным, Виктором Субботиным, Яковом Пахомовским и Александром Бахчисарайцевым в 1990 году был открыт и назван в честь Игоря Владимировича минерал бельковит, а Музею геологии и минералогии КНЦ РАН присвоено имя ученого. Его живописные работы есть в коллекциях местных музеев и библиотек.

28 февраля 2022