Нужны ли Север и Восток друг другу? Эксперты ПОРА обсудили «поворот на Восток»

«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда», – этой цитатой из Киплинга оперируют сторонники идеи о невозможности сотрудничества и понимания между странами с разным климатом, политикой и традициями. Но сам поэт продолжает: «Но нет Востока и Запада нет – что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?» – стремление понять другого, сохранив себя, уважение к чужим ценностям без забвения своих превращают врагов в друзей.

А как насчет Востока и Севера? Есть ли общее между Арктической зоной России и странами Азии? Есть ли будущее у нового вектора развития арктических регионов нашей страны? Свершился ли «поворот на Восток» или стрелка этого компаса пока колеблется и не может найти верное направление? Об этом предложил поговорить заместитель генерального директора Кольского научного центра, руководитель Лаборатории устойчивого развития ПОРА Евгений Боровичев участникам дискуссии «Поворот на Восток: культурные аспекты взаимодействия на примере Мурманской области». Онлайн-встреча состоялась 22 сентября на площадке Проектного офиса развития Арктики.

– Мы с вами живем в уникальное время – отметил Евгений Александрович. – Китайский философ говорил о том, как сложно жить в эпоху перемен, но мы же с вами живем! Причем в бурно меняющемся мире. И если с европейскими коллегами мы ведем сотрудничество уже десятки лет, то и менталитет, и культура Востока другие.

Директор Арктического ресурсного кадрового центра Мурманского арктического университета Виктория Пиксендеева поделилась неожиданными трудностями в адаптации индийских студентов – их обучение университет ведет уже третий год:

– Мы столкнулись с большим набором разных вызовов, которые до сих пор решаем. Индийские студенты – это закрытый социум, у них есть определенные особенности поведения, существует внутренняя иерархия в группе. Ребята очень тяжело приспосабливаются к еде, а вот свобода передвижения, комфортные условия в общежитии, отсутствие скученности идут «в плюс». И даже погода наша им скорее нравится, потому что дышится свободно, хоть и холодно.

Несмотря на языковой барьер (первокурсники из Индии стремятся больше осваивать английский язык), у мурманских студентов и сотрудников университета появилась возможность ближе познакомиться с индийской культурой, с их национальными особенностями и поведенческими реакциями. И она становится все больше, поскольку партнерство продолжается, в университете появляется все больше молодых людей из Индии. Есть опыт работы со студентами из Сирии, Египта, Палестины и Сектора Газа, ориентированными на русский язык, но поскольку преподавание ни на китайском, ни на другом языке Востока пока не ведется, представители Китая и других восточных стран выбирают иные вузы.

С тем, что языковой барьер имеет большое значение, но вполне преодолим, согласна и директор Мурманской языковой школы Ольга Покровская. За пять лет работы школа помогла овладеть китайским более чем восьми сотням человек, в доковидное время была единственным центром, который готовил абитуриентов к поступлению в китайские вузы, подготовила языковую базу большинства аккредитованных гидов. Ольга Сергеевна предостерегла от неверной оценки нынешнего положения: несмотря на достаточно большой поток туристов и рост числа деловых контактов с Китаем, ажиотажного спроса на китайский язык в Мурманске все-таки не наблюдается.

– Я бы сказала, что в Мурманской области спрос на китайский язык спокойный. Он растет из года в год, но не в геометрической прогрессии, и в ближайшие годы китайский никаким образом не сможет вытеснить ни английский, ни другой язык. В период авральной туристической активности до 2020 года был определенный рывок потребности в китаеговорящих людях.

Как считает Ольга Покровская, жители Мурманской области и Китая по-разному воспринимают отношения начальника и подчиненного. Существуют и некоторые другие отличия, но самое важное, без чего китайцы в Мурманске «немножечко скучают», – это родная кухня.

Насколько легко адаптироваться человеку, переехавшему в Китай из Мурманска, рассказала дизайнер Ирина Обложок. Она тоже отметила разительные отличия в кулинарных традициях и особенности мировосприятия. Но ко всему этому можно привыкнуть и полюбить, – уверена Ирина.

Туристическое сотрудничество с Китаем началось еще в 2000 году, – рассказала заместитель председателя Комитета по туризму Мурманской области Ирина Булыгина. Конечно, китайцы чаще выбирают Москву и Санкт-Петербург, но из всей Российской Арктики их больше всего привлекает именно наш регион: самый близкий к столицам и самый теплый среди арктических. Безвизовый обмен туристами существует уже более двадцати лет, однако до сих пор возникают бюрократические сложности то с одной, то с другой стороны, и это та проблема, которую необходимо решать прежде всего. А туристическая инфраструктура, дружелюбная к гостям из Китая, уже активно развивается. Недавно было подписано соглашение и о безвизовом обмене туристами с Ираном, а значит, есть куда развиваться.

Заведующая кафедрой техносферной экологии и техносферной безопасности Мурманского арктического университета Жанна Васильева – официальный представитель МАУ в Российско-азиатском консорциуме научных исследований, созданном по инициативе Северо-Восточного федерального университета. В этой научно-общественной организации участвуют ведущие китайские и российские вузы, и с 2022 года МАУ стал одним из самых активных ее участников. Один из совместных проектов – создание единой мониторинговой экологической сети.

– В консорциум вступили и вузы Индонезии, – рассказала Жанна Вячеславовна. – Конечно, было бы здорово, если бы мы дальше продолжали это взаимодействие – потенциал у него очень большой. Раньше мы были более ориентированы на Запад, а сейчас разворачиваемся на Восток. Но этот поворот не должен быть сиюминутным: даже когда ситуация изменится и наши западные партнеры возобновят приостановленные совместные проекты, это не должно привести к обратному развороту. Мы должны дружить и с ними, и с нашими азиатскими партнерами. Это тоже очень интересно, это тоже очень здорово, и это тоже очень перспективно. Это новое дыхание и новые возможности, и в этом направлении надо двигаться.

Евгений Боровичев предостерег от мыслей, что разворот на Восток происходит только с одной стороны. На самом деле этот поворот делают и представители Китая, Индии, других стран, видя в России новые потенциальные рынки сбыта продукции, новые источники ресурсов. Огромная конкуренция среди производителей высокотехнологичного оборудования, например, идет на пользу российским ученым, поскольку появляется выбор, снижается цена, появляются интересные условия сотрудничества.

Духовный мир Востока очень интересен. Несмотря на то, что поначалу он кажется совсем чужим, в нем можно найти нечто родственное. О том, как центр «Намасте» раскрывает культуру Индии мурманчанам, рассказала основательница центра Лидия Кизнякова.

– Изучение культуры другого народа обогащает нас, – подчеркнула она. – И что особенно важно, разворачивает к своей культуре тоже, чтобы мы ее изучали, возможно, чтобы кто-то с ней даже заново знакомился. Потому что именно духовная первооснова – это наша база, которую можно развивать и дальше, стремясь к дружбе и взаимообогащению.

2 октября 2023