Мобильные компакторы помогли уместить в одной комнате то, что хранилось в трех разных зданиях

В 2023 году по программе обновления приборной базы ФИЦ КНЦ РАН Полярно-альпийский ботанический сад-институт закупил мобильные компакторы, которые стали настоящим спасением последнего десятилетия для западных гербариев. Это система особых шкафов или полок, установленных на специальные рельсы. В собранном виде компактор представляет собой замкнутую конструкцию без проходов между секциями. Такая конструкция позволяет экономить и дефицитные площади, и объем помещений. Кроме того, когда все образцы находятся в одном месте, с ними намного удобнее работать. Для хранения гербариев требуются особые условия, и в одном помещении их поддерживать намного легче, чем в нескольких.

Старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Михаил Кожин открывает дверь в светлую комнату с металлическими стеллажами. Между двумя – широкий удобный проход, остальные стоят вплотную друг к другу. При внимательном рассмотрении становится понятно: это не простые стеллажи. Вращая рукоятку на торце, можно переместить его по рельсам и получить доступ к каждой из множества ячеек. Передвинув другой стеллаж, можно пройти уже к его содержимому. Но зачем нужны передвижные шкафы, неужели нельзя хранить растения в обычных?

– Раньше в эту комнату, которая была плотно заставлена шкафами, влезала примерно половина от того, что сейчас в нее может поместиться, – поясняет Михаил Николаевич. – Здесь был только гербарий, собранный на территории Мурманской области, а сейчас сюда помещена вся коллекция гербариев сосудистых растений, включая общий гербарий, куда входят коллекции из других регионов России и мира, например, из Канады.

Гербарий ПАБСИ насчитывает около 150 000 образцов. Самая большая и динамически развивающаяся коллекция – мохообразных, она насчитывает около 51 000 образцов. На втором месте – сосудистые растения с 46 200 гербарных листов. Также в гербарии хранятся 15 457 образцов лишайников, 2017 образцов цианопрокариот (сине-зеленых водорослей) и 192 штамма коллекции культур цианопрокариот. В обменном фонде – 38 000 образцов лишайников, мохообразных и сосудистых растений.

– Самые старые образцы из Мурманской области собраны в начале XX века, а в общем гербарии есть растения и из XIX века, то есть некоторым из них больше 120 лет, – отмечает Михаил Кожин. – Сохранять их в хорошем состоянии лучше в металлических шкафах, чем в деревянных. Во многих старых гербарных коллекциях появляются так называемые гербарные вредители – это жуки, которые питаются древесиной и попутно съедают образцы. В металлических шкафах им жить очень некомфортно.

Чтобы правильно оборудовать компактором гербарий, недостаточно просто закупить и смонтировать рельсы и шкафы. Рельсы должны лежать на идеально горизонтальном и ровном полу, все вертикали и горизонтали – проложены с математической точностью. Провести такой «точный» ремонт оказалось неожиданно непростой задачей. Но благодаря слаженной работе хозяйственных служб ботанического сада и строителей-подрядчиков все работы были проведены очень оперативно и качественно. Еще одна важная задача – соблюдать условия хранения и правильно пополнять гербарий.

Действительно, даже сейчас, с появлением разных средств фотофиксации и способов описания растений, гербарии научных учреждений постоянно пополняются, ведь это единственный способ достоверно установить произрастание вида на конкретной территории. Гербаризацией сопровождаются все флористические и геоботанические исследования. Это позволяет при возникновении вопросов обратиться к оригинальным образцам и проверить точность их определения. Но чтобы образцы были по-настоящему информативными, следует соблюдать определенные правила.

– Гербарии – это важные архивы, которые документируют свидетельства произрастания образца вида в том или ином географическом пункте. Но не надо воспринимать его как сундук с древностями: чем больше замков навесили, тем лучше. Гербарий – это живая лаборатория. Исследователи постоянно обращаются к образцам, переопределяют, описывают новые для науки виды и даже используют фрагменты растений в молекулярно-генетических исследованиях, – вдохновенно рассказывает директор Полярно-альпийского ботанического сада-института Евгений Боровичев. Два зала с новыми компактерами – это всего лишь один из шагов стратегического плана развития коллекций нашего ботанического сада.

22 февраля 2024