Креативность требует инвестиций!

Артур Красильников, инженер-исследователь отдела социальной политики на Севере Института экономический проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, принял участие в программе «Rurban Creative Lab», созданной под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Основная цель «лаборатории» и всей программы в целом – разработка механизмов преобразования промышленных территорий и объектов недвижимости, не участвующих в хозяйственном обороте, в креативные кластеры – площадки, где может формироваться сообщество творчески-ориентированных предпринимателей для взаимного дополнения и совместной работы. В течение четырех недель онлайн-марафона, его участники обсуждали особенности креативных индустрий, сообщества как бизнес-ресурс креативных пространств, как зарабатывать на этом.

- «Rurban Creative Lab» помогает пониманию креативных индустрий и их роли в экономике, как отраслей бизнеса, построенном на индивидуальном творчестве, создании и использовании интеллектуальной собственности. Кроме того, речь в программе шла и о помощи в создании креативных индустрий, – рассказывает Артур. – А итогом онлайн-марафона был отбор десяти команд, с которыми будут работать уже более предметно. Всего же в «Rurban Creative Lab» приняли участие около 3500 человек: предприниматели, госслужащие и управленцы, студенты и аспиранты.

Такое большое количество участников программы оказалось возможным благодаря разнообразным вариантам взаимодействия с аудиторией – вебинаров как в виде трансляций на YouTube, так и в виде конференций в ZOOM. Спикерами выступали, в частности, председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, исполнительный директор фестиваля «Ural Music Night», директор «Universal University», генеральный директор Центра государственно-частного партнерства Калужской области, общественный уполномоченный по культуре города Москва и другие.

Мы спросили у Артура Красильникова, а что подразумевается под определением «творчески-ориентированные предприниматели»? И каким образом может сформироваться их сообщество?

- Творчески-ориентированные предприниматели – это понятие многогранное. Это могут быть и программисты, и музыканты, и художники, и мастера ручного труда. Могу привести пример – дизайн-завод «Flacon», генеральный директор которого был спикером одного из вебинаров. Это торгово-выставочный и офисный комплекс в Москве, который создали на территории бывшего хрустального завода. Там находятся бьюти-коворкинги, шоурумы, текстильные лаборатории, дизайнерские хостелы, тренинг-центры, различные студии. Там проходят фестивали и другие интереснейшие мероприятия. Но «Flacon» – это по-настоящему масштабное креативное пространство, бывают они, конечно, намного компактнее.

С другой стороны, на одном из первых вебинаров слушателям сразу же объяснили, креативные кластеры быстро формируются и активно развиваются только в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, то есть там, где у жителей есть спрос на такие предложения, где есть заинтересованные инвесторы. Ведь попытка вдохнуть новую жизнь даже в небольшое брошенное и запущенное здание требует больших вложений, иногда рискованных, без возврата инвестиций и без какой-либо прибыли: нам честно рассказали и про неудачные примеры, когда проекты не «выстрелили».

Также Артур поделился своими впечатлениями от участия в программе:

- Мне кажется, что подобные программы больше всего подходят как раз предпринимателям, у которых есть какой-то опыт ведения бизнеса и четкая идея, а лучше – уже готовый бизнес-план. Для меня лично было интересно послушать умных и опытных людей из различных областей, потому что каждый вебинар проводил новый спикер на новую, интересную тему.

22 марта 2021