«Копнули немного, пласт – огромен!»

22 марта в конференц-зале президиума Кольского научного центра прошел междисциплинарный семинар «Роль коренных народов и населения длительного проживания в формировании экосистем Кольского Севера», посвященный актуальной теме: как присутствие человека влияет на окружающую его природную среду, как ее меняет и как позволяет выявить следы тех, кто эту землю давно покинул. Ученые из Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н.А. Аврорина, Института проблем промышленной экологии Севера, Геологического института КНЦ РАН и Института экономических проблем им. Г. П. Лузина представили доклады, в которых рассказали о союзе природы и человека в самых разных аспектах: от стоянок древних людей на севере Карелии и юге Кольского полуострова до того, как за последние семь лет изменился рыбацкий поселок Териберка.

Собравшихся приветствовал Денис Моисеев, руководитель Мурманского отделения Русского географического общества, при грантовой поддержке которого в 2022 году группа ученых Полярно-альпийского ботанического сада-института провела комплексное географическое исследование существующих и заброшенных поселений на берегу Белого моря, нашла чужеродные для Кольского полуострова виды растений, выяснила, как и когда они на эту территорию попали и как происходившее на отдаленных тоневых участках повлияли на флору и растительность всего края. Проект носит название «Влияние хозяйственной деятельности поморов на историю расселения растений в Арктической зоне Российской Федерации».

Результаты работы по проекту РГО представили Михаил Кожин, Евгений Боровичев, Ксения Попова и Наталья Кириллова. Внимание ученых привлекли разные участки берега, начиная от Порьей губы и далее на восток и северо-восток, до устья Поноя. Зачастую лишь определенные растения подсказывают места ведения былой деятельности поморами, где других следов человека давно уже нет.

Михаил Кожин рассказал о поморах и морских промыслах: как люди обживали разные участки Терского берега и, кроме поселений и деревень, организовывали тони – отдаленные участки преимущественно для сезонного житья во время путины. Поморы не только осваивали берег ради хозяйственной деятельности, но и изменяли его природу. Вместе с людьми прибывали на Север и несвойственные ему растения: на подошвах обуви, с привозными сеном для питания скота, как засорители семян для сева, даже в виде отходов питания.

Летом 2022 года ученые, основываясь на «Материалах к познанию Русского рыболовства», выпущенных в 1914 году для Департамента земледелия, с помощью разной техники — от вертолетов до внедорожников – обследовали Порью губу, Кашкаранцы, Кузреку, Чаваньгу и Сосновку. Они выполнили фиксацию четырех тысяч наблюдений местонахождений сосудистых растений, сделали 234 полных геоботанических описания, собрали более тысячи гербарных образцов. Всего при обследовании флоры пяти поморских сел и 98 тоней обнаружили 420 видов сосудистых растений. К нашим дням большая часть поморской инфраструктуры не сохранилась. Сейчас тоневые участки можно определить зачастую лишь по оставленным приспособлениям для рыбалки – вешалам, вороткам, ледникам и сетницам – и по особенностям растительного покрова территории. Отвечая на вопросы коллег о практической пользе исследований, Михаил Кожин подчеркнул: вся эта информация важна и с ботанической, с природоохранной, а также с исторической и даже с туристической точек зрения. Ведь можно и проложить новый путь по Кольскому – в соответствии со старинным поморским, и показать гармоничность сосуществования человека и природы или то, как, не нарушая экосистему, использовать все природные ресурсы. Не только рыбу и дичь, но и растения. В голодные годы, например, в муку добавляли ягель, чтобы хлеб был объемнее и сытнее, но об этом уже мало кто помнит.

О геологических работах рассказал Дмитрий Толстобров (Геологический институт КНЦ РАН). Он сделал сообщение о формировании рельефа в голоцене в местах проживания древних людей и о влияниях изменения береговой линии Белого моря на размещение поселений древних жителей на Карельском берегу – в районе поселка Чупа и села Кереть. Там была обнаружена целая серия – более сотни! – поселений возрастом 6,5-5 тысяч лет с многочисленными и хорошо сохранившимися впадинами – остатками оснований древних жилищ, обитатели которых предположительно занимались различными морскими промыслами. Донные отложения озер – отличные хранители палеогеографических знаний. Они помогают установить этапы перемещения береговой линии Белого моря, а значит, и возраст стоянок первобытных людей в районе Чупы. Это позволяет в целом судить о формировании древних поселений на Белом море – речь о 10 тысячах лет!

Не менее интересно и современное взаимодействие природы и человека на Крайнем Севере. На семинаре прозвучали доклады об изучении социально-экономических особенностей малых поселений Мурманской области, а также о восприятии жителями региона климатически обусловленных изменений биоразнообразия Севера в последние десятилетия.

Елена Ключникова (Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН) рассказала о том, как местные жители воспринимают изменения биоразнообразия. Ученые провели 19 обширных интервью в разных населенных пунктах региона среди тех, кто старше 50 лет и активно использует природные ресурсы: рыбаками, грибниками, дачниками, и выяснили, связывают ли жители Мурманской области изменения биоразнообразия с изменениями климата.

Лариса Рябова (Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН) представила доклад о перспективах устойчивого развития прибрежных поселений Арктики и концепции капиталов местного сообщества на примере села Териберка. Это село ученые пристально изучают на протяжении последних тридцати лет: проведено более десяти экспедиций, больше 150 глубинных интервью. По словам Ларисы Александровны, взаимодействие всех капиталов устойчивого развития должно привести к устойчивости экосистем, активной и разнообразной экономике, социальной справедливости и росту качества жизни. Однако не все так просто! Териберка – одно из самых старых поселений Кольского полуострова, богатое поморское село, в середине XX века переживало настоящий подъем. Тут было около пяти тысяч жителей, два рыболовецких колхоза, два рыбзавода, две молочные фермы, оленье стадо и ферма по разведению норки, судоремонтные мастерские. Сегодня в Териберке проживает менее 700 человек, в старой Териберке – менее сотни. История этой территории – от богатейшего села до полуразвалившейся деревни, – с 2015 года переживает новый этап, туристический. Фильм «Левиафан» и фестиваль «Новая Териберка» привлекли сюда рекордное количество туристов: больше сорока тысяч ежегодно. Однако такой бум помимо очевидных плюсов в виде популярности места и внимания к нему со стороны регионального правительства приносит все же больше минусов. Это разрушение природных сообществ, чрезмерный вылов биоресурсов, мусор, утрата исторического облика села и его традиций, конфликты между местными и приезжими, отток молодежи и даже ощущение вторжения, чувство, что «тебя используют ради чьей-то выгоды». При этом материальных выгод от своей известности село не ощущает.

О приметах и поверьях на севере – от погоды до биоразнообразия – рассказал Петр Терентьев (Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН). Например, 1 января на небе много звезд – год будет урожайным на морошку. Видишь полярное сияние – громко свисти, оно ярче станет. Народная мудрость всегда отражала опыт людей и образно повествовала о его способе проживания на самых отдаленных территориях. При этом, как подчеркнул Петр Михайлович: «Если ты живешь на Севере, для тебя важно не биоразнообразие, а то малое, что тебя окружало всегда – рыба, олени, грибы, ягода. Необходимо, чтобы это малое оставалось неизменным».

В заключительной дискуссии семинара Михаил Кожин представил брошюру под названием «Как поморы влияли на расселение растений на терском берегу Белого моря». На сайте Кольского научного центра появится каталог обследованных тоней в их современном состоянии. Присутствующие на семинаре обсудили необходимость продолжать комплексное познание природы Арктики. Ведь собранный на сегодняшний день материал – не исчерпывающий, хотя и охватывает полноту разнообразия растительного мира региона. Создан задел для тщательного исследования вопросов формирования растительных сообществ и инвентаризации растительности Терского берега, а представленная на встрече информация – лишь основа для обработки материала, которую еще предстоит сделать. Как подчеркнул Михаил Кожин: «Копнули немного, но пласт – огромен!»

31 марта 2023