Кольский научный центр – партнер международной летней школы мониторинга, моделирования и управления городскими почвами и зеленой инфраструктурой

С 18 по 22 июля в Москве прошла очередная международная летняя школа «3MUGIS» (Monitoring, modeling and managing urban soils and green infrastructure), организованная при поддержке Российского научного фонда под эгидой Международного Союза почвоведов, Российского университета дружбы народов и Института Городских почв Нью-Йорка. Партнерами школы выступили Бруклинский колледж, Кольский научный центр, Южный федеральный университет и другие научные центры и учебные заведения разных стран.

Основная цель школы – погружение студентов, аспирантов и молодых ученых в международные исследования в области мониторинга, моделирования и управления городскими почвами и зеленой инфраструктурой как в различных климатических условиях, так и в разной степени преобразованной человеком среде. Шестая летняя школа проходила в гибридном формате. Это позволило принять участие в ней как российским исследователям из разных регионов, так и спикерам и лекторам из Франции, Италии, США, Германии, Австралии и Нидерландов. Учениками школы стали студенты и молодые научные сотрудники российских организаций, а в качестве спикеров кроме ученых из лаборатории «Smart Urban Nature» Российского университета дружбы народов выступили экологи и биологи, климатологи и почвоведы лучших университетов и исследовательских центров России, Франции, Италии, Германии, Австралии и США, а также ведущие специалисты по урбанистике и разработке стратегий развития зеленой инфраструктуры городов. Обучение проводилось на английском языке.

Помимо лекций, в программу входили семинары, практические занятия и мастер-классы, которые помогли молодым ученым изучить биохимию городских почв и растений, ознакомиться с новыми подходами к экомониторингу и моделированию городских экосистем, разобраться в архитектурных особенностях планирования зеленой инфраструктуры и освоить аспекты экосистемных сервисов и городского климата. Важным блоком в обучении стала подготовка и защита групповых проектов под руководством ученых РУДН, КНЦ РАН и Южного федерального университета. В ходе подготовки проекта слушатели школы могли на практике применить свежеполученные знания и научиться взаимодействию в смешанных группах и различных форматах коммуникации. Одним из трех проектов – разработкой научно обоснованного проекта по ремедиации субарктической промышленной пустоши – руководила старший научный сотрудник Лаборатории природоподобных технологий и техносферной безопасности Арктики КНЦ РАН Марина Слуковская.

– Я принимаю участие в организации летней школы с 2019 года. Тогда в первый год мы вместе с Марией Корнейковой из Института проблем промышленной экологии Севера и Натальей Салтан из Полярно-альпийского ботанического сада-института проводили полевые экскурсии по природным и техногенным объектам в Мурманской области. В 2020 и 2021 годах в связи с ковидными ограничениями мы записывали видеоматериал для участников летней школы и организовывали командную работу в онлайн-формате. В этом году командная работа была организована офлайн в Москве, чему я была очень рада: общаться с участниками школы по видео-связи и «глаза в глаза» – совсем разные вещи! У меня подобралась команда из ребят с очень разным образованием и интересами, что позволило сделать наш проект междисциплинарным. В качестве модельного объекта был взят участок техногенной пустоши, для которого команда на основе данных по геоморфологическим параметрам и пространственному распределению тяжелых металлов в почве выделяла участки, наиболее загрязненные и подверженные эрозионным процессам, предлагала различные стратегии ремедиации для различных сочетаний этих параметров и рассчитывала затраты и выгоды от экосистемных услуг, которые могут быть получены при реализации той или иной стратегии. Кроме того, ребята пошли дальше и порассуждали на тему возможных путей коммуникации с горнодобывающим предприятием, то есть включили в своей проект не только геоэкологический и экономический, но и в некоторой степени социальный аспект. Работать с командой было правда очень интересно, и я рада, что несмотря ни на какие проблемы и ограничения, мы продолжаем организовывать школу на высоком уровне. Надеюсь, когда-нибудь мы снова вернемся к формату полевого тура, потому что впечатления от нашей природы, конечно же, не могут заменить никакие видео!

Кроме того, в рамках школы старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН и центра Смарт технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений РУДН Мария Корнейкова прочитала лекцию «Микробиом городских почв». Слушатели узнали об особенностях почвенной микробиоты городов разных климатических зон по сравнению с фоновыми территориями, о методах изучения почвенного микробиома, а затем посетили микробиологическую лабораторию.

Параллельно с летней школой состоялась третья международная конференция «Smart and sustainable cities» (Умные и устойчивые города), в которой также приняли активное участие сотрудники Кольского научного центра. Мария Корнейкова представила доклад о микробной активности и эмиссии углекислого газа в конструктоземах городов Арктики. Старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Наталья Салтан рассказала о состоянии древесных насаждений вблизи железнодорожных вокзалов, а старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера Надежда Фокина – про углеводороды в почвах крупнейшего города Арктики – Мурманска. Со стендовыми докладами выступили Марина Слуковская – ее доклад касался использования бархатцев для фитотестирования почв и промышленных отходов, и младший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада Марина Уманец, доклад которой был посвящен эффективности агроприемов при возделывании различных сортов клевера лугового на семенные цели.

Гибридный формат проведения школы «3MUGIS» показал свою успешность, – считают организаторы. Для плодотворного научного сотрудничества, безусловно, необходимы совместная практическая деятельность, свободное обсуждение актуальных проблем и общий поиск их решений.

4 августа 2022