Когда «поле» на воде
Необязательно полевые работы проходят на суше. «Полем» может стать и вода, если ваша область научных интересов связна с водоемами. Например, если вы лимнолог – специалист, который изучает озера и все, что с ними связано. Несмотря на то, что лимнологи ведут исследования на природе в течение всего года, большинство полевых работ удобнее и практичнее делать в период открытой воды.
О том, как проходила летняя работа на озерах Мурманской области, рассказал заведующий «молодежной» лабораторией геоэкологии и рационального природопользования Арктики Института проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра, кандидат биологических наук Захар Слуковский:
—Тема НИР нашей лаборатории: «Мониторинг природных объектов в условиях антропогенной нагрузки и изменений климата и разработка технологий для восстановления наземных и водных экосистем в условиях урбанизации и промышленного освоения Арктики». Материал для исследований мы собирали в июле в Большой Имандре, на озерах Хибин и в окрестностях Териберки.
Кто с вами принимал участие в работе?
– Анна Весман и Серафима Седова. Анна – специалист по микропластику, океанолог, научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Росгидромета. Мы познакомились во время экспедиции в Антарктиду. С 2012 года она регулярно участвует в морских научных экспедициях, а вот на озера выехала впервые. Серафима, студентка Российского государственного геологоразведочного университета, пишет диплом по водным объектам района Хибинского горного массива. Отобранные пробы лягут в основу его практической части.
Как проходит работа лимнологов? Много ли времени занимает взятие проб?
– Основной нашей задачей было отобрать пробы воды и донных отложений. Кроме «стандартных» исследований гидрохимии и геохимии, мы начали работы по исследованию содержания микропластика в заполярных водоемах. Сегодня это очень актуальная тема, так как этот новый вид загрязнения практически не изучен, особенно в пресноводных экосистемах Арктики. Кроме того, микропластик уже давно стал частью нашей окружающей среды. Очень интересно понять его качественные и количественные характеристики, а также то, как он влияет на живые организмы озер.
Микропластик – новая и еще не полностью изученная экологическая проблема. Частицы размером от 5 мм до 300 мкм образуются при разложении пластиковых предметов, которые еще в двадцатом веке считались практически вечными и биологически инертными. Гранулы микропластика добавляют в качестве абразива в скрабы и зубные пасты, в виде стабилизатора в косметику и бытовую химию. Много микропластика возникает при износе дорожных покрытий и автомобильных покрышек, красок, синтетических тканей. Эти частички, попав в окружающую среду, активно накапливают токсичные вещества и, увы, действительно почти не разлагаются. Микропластик сейчас можно найти в водоемах, в организме животных и даже в растениях. Из-за сходства размеров с планктоном он начал входить в рацион водных обитателей, питающихся планктоном. По пищевой цепочке он «поднимается» и до человека: его частицы уже были обнаружены в крови человека. Ученые предполагают, что микропластик может провоцировать образование тромбов и вызывать заболевания внутренних органов: например, зафиксированы поражения кишечника и печени животных. Накопленные им токсичные вещества могут негативно влиять на эндокринную систему.
– При исследовании Имандры мы жили на базе института, в Хибины ходили в однодневные маршруты, с возвращением в город, а в Териберку ездили с палаткой, как настоящие полевики, – вспоминает Захар Слуковский. – Еще мы работали на городских озерах Мурманска. Работа проходила в полярный день, и чтобы работать во время спокойной воды, выезжали в 9 вечера и до двух-трех ночи могли быть на озере. До места, где необходимо взять пробы, добирались на надувной лодке.
Для забора проб на микропластик используется хитрая система: ведро для зачерпывания воды, воронки и сетку из нержавеющей стали для фильтрации. Донные отложения собираются дночерпателем Экмана. Всё исключительно металлическое, чтобы пластик от приборов и частей оборудования не попал в будущую пробу.
Попутно с некоторых пляжей ученые собрали мусор на анализ, чтобы сопоставить потом с микропластиком, найденным в воде и отложениях.
С какими трудностями приходится сталкиваться при работе на озере? Опасно ли это?
– На Имандре база стоит в губе. Когда мы шли по ней, вода была спокойной, а в открытой воде часто начиналось волнение. Поэтому в некоторых местах трудно было отобрать донные отложения, так как волнение сносило нас с нужной точки, а якорь не держал лодку из-за особенностей грунта и силы ветра.
От природных сюрпризов никто не застрахован. Когда мы приехали на Малый Вудьявр, по прогнозу ожидался дождь, но позже. Вышли: спокойная погода, ни ветра, ни дождя, отработали хорошо, а на обратном пути полил сильный дождь. Добравшись до берега, просто бросили лодку и спрятались от непогоды в припаркованной машине.
Все полученные во время полевых работ пробы были доставлены в лабораторию СПбГУ. Сейчас идет обработка данных, а к лету, как рассказал Захар Иванович, уже будут готовы результаты.
- Геологический институт (24)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (61)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (53)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (12)
- Научно-организационный отдел (137)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (264)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (3)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (24)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (830)
- СМИ о нас (413)
- Видеосюжеты (20)