История оживает в архивах: ученые Кольского научного центра в гостях у архива Ковдорского муниципального округа

15 апреля в ковдорском муниципальном архиве состоялась презентация интерактивной выставки «История оживает в архивах», посвященной 100-летию архивной службы Мурманской области. В презентации, организованной по инициативе руководителя архивного отдела администрации Ковдорского муниципального округа Елены Денисовой, приняли участие сотрудники Кольского научного центра: главный ученый секретарь Алексей Карпов, заведующая научным архивом Елена Макарова и директор Центра гуманитарных проблем Марк Шахнович.

Город горняков Ковдор, расположенный на самом западе Мурманской области, с 2018 года стал известен как «столица Гипербореи». В августе того года здесь впервые прошел летний этнофестваль «Гиперборея», приуроченный к дню рождения компании «ЕвроХим». Тогда же был дан старт новому проекту «Ковдор – столица Гипербореи». Город признали лучшим в России по продвижению территорий.

Как утверждают ковдорчане, здешние места были известны более десяти тысяч лет назад еще древним грекам, называвшим далекую и загадочную северную страну Гипербореей. Подтверждением этому служит, например, рунический камень с изображением змея Куввта, давшего имя Ковдору.

Информация о доиндустриальном периоде Ковдорского района скудна и малодостоверна. «Бабинский погост» с населением 16 человек, к которому относились земли, прилегающие к юго-западному окончанию озера Имандра, был известен с XVIII века. Российский академик Иван Лепёхин в 1772 году писал о них так: «В 70 верстах от Кандалакшской волости на матёрой земле, в лопском Бабинском погосте, от озера Имандра в 20 верстах в западную сторону, на тундрах Кима и Выдселга много также находится слюды, которую добывают бабинские лопари…»

Собственно отсчет истории освоения Ковдорского района принято начинать с 1930-х годов – времени интенсивной индустриальной экспансии и освоения Мурманской области. В 1932 году на горе Лейвойва была обнаружена мусковитовая жила и началось систематическое геологическое изучение края. В Ленинградском геолого-геофизическом тресте был организован Ёнский поисковый отряд под руководством Константина Кошица. Летом 1933 года вблизи озера Ковдоро он выявил крупную магнитную аномалию, а затем нашел и коренные выходы магнетитовых руд на северо-восточном склоне горы Пилькома-Сельга – так было открыто Ковдорское железорудное месторождение.

В ходе освоения месторождения возникла необходимость постройки железнодорожной ветки до Кировской железной дороги. В Научном архиве Кольского научного центра хранится редкий документ «Научное обоснование постройки железной дороги от Ёнского железнорудного месторождения до Кировской железной дороги». Строительство железной дороги Пинозеро-Ковдор производилось силами печально известного ГУЛАГа. Первый, с 1935 по 1940 годы, период строительства Ковдорской железнодорожной ветки был осуществлен заключенными. Памятником их труду стала сама железная дорога, а места их обитания – лагерные стоянки – почти не сохранились. Сдачу ветки в эксплуатацию назначили на воскресенье, 22 июня 1941 года. Утро выдалось необыкновенно теплым, солнечным. К часу дня поезд прошел половину пути до Ковдора. На станции Гирвас-озеро его остановили. К поезду подбежал взволнованный начальник станции и протянул депешу, полученную по селекторной железнодорожной связи. В ней сообщалось о нападении гитлеровской Германии на СССР.  В первый же день войны заключенных, строивших железную дорогу, пешим строем отправили в Кандалакшу, за 120 километров от Ковдора: был получен приказ о демонтаже только что построенной ветки. Есть сведения об использовании демонтированных рельсов для подводки железнодорожных путей к Сталинграду в 1942 году. Восстановили ветку Пинозеро-Ковдор уже после войны. В 1951 году по восстановленному между станциями Пинозеро и Ковдор железнодорожному пути прошел первый рабочий поезд. Дорогу сооружали медленно с учетом потребностей начавшегося строительства Ковдорского горно-обогатительного комбината. Ранней весной, 30 марта 1953 года по вновь построенной железной дороге Пинозеро-Ковдор возобновилось пассажирское движение, а 1 июня 1953 года на строительство горно-обогатительного комбината и будущего города прибыли первые строители. Эта дата и является днём основания города Ковдора.С 1 февраля 1956 года по ветке открыто постоянное грузопассажирское движение.

Ковдор, безусловно, имеет большой потенциал развития туризма на основе местной культуры. Он включен в список 38 моногородов России, имеющих хороший потенциал и соответствующие инвестиционные программы. За последние три года самый западный город Заполярья получил широкую известность и завоевал 8 премий в области регионального развития, брендинга и туризма.

Развитие туризма в малых городах Заполярья поддерживает губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Губернатор отмечал:

- Проект «Ковдор – столица Гипербореи» стремительно ворвался в медиапространство, привлек внимание федеральных СМИ, блогеров и путешественников. Отрадно, что новый проект поддерживают сами ковдорчане - поисками артефактов, разработкой туристических маршрутов, инициативами по развитию туристической инфраструктуры. Славная Ковдорская земля привлекает все большее количество молодых и активных людей.

В связи с этим Ковдор интересен и ученым Кольского научного центра.

Подготовлено Еленой Макаровой

11 мая 2022