Флотация «на кончиках пальцев»
В минувшую пятницу ребята из кружка юных обогатителей кировского Центра детского творчества побывали в Горном институте Кольского научного центра. Аспирантка лаборатории флотационных реагентов и обогащения комплексных руд Наталья Дорожанова провела для них небольшую экскурсию и показала, как работают на специально созданных опытных приборах она и ее коллеги. Кроме апатит-нефелиновых руд, лаборатория занимается и медно-никелевыми, и редкоземельными рудами, и методами доизвлечения полезных элементов из хвостовых отвалов. Да и сам апатит подкидывает ученым задачки: руды беднеют, сложнее становится их химических состав, у них появляются новые свойства, а те, что расположены в необычных местах, в зонах разрушений, видоизменены настолько, что требуют иных реагентов и новых подходов. Как сделать концентрат из любых, представленных на исследования материалов, кондиционным по всем установленным ГОСТам? На этот вопрос стараются ответить специалисты лаборатории.
- К нам поступает до тонны руды, которую мы неоднократно дробим и просеиваем, затем отправляем на флотацию с разнообразными компонентами, – этот процесс проходит на опытном оборудовании. Хотите попробовать провести его?
На обогатительных фабриках цеха флотации огромные, а в лабораторных условиях все происходит на небольшом столе. Вот отделенный апатит в виде пены поступает в колбу с широким горлышком и ребята проверяют консистенцию раствора буквально голыми руками! Затем Наталья показывает в бинокуляр микроскопа, как выглядит чистейший образец апатита, без примесей – есть только частички эгирина, основного его «загрязнителя», его черные вкрапления содержат железо, а значит отделить их можно методом магнитной сепарации.
- Знаете, почему апатит в переводе – «обманщик»? – спрашивает Наталья. – А потому, что в микроскоп его кристаллы уж очень похожи на алмазы!
Подростки очень внимательно слушают аспирантку, но вопросы задавать стесняются:
- Их много, но не формулируются, и вообще, какие-то глупые они, наверное… - призналась одна из девушек.
- В этом и сама суть науки: не бояться спрашивать, не бояться учиться новому, - говорит Наталья. – Ведь, как показывает история, «глупые» вопросы чаще всего приводят к великим открытиям!
Для того, чтобы научиться задавать вопросы и возможно, в будущем самостоятельно сделать великое открытие, школьники по всей России каждую осень приходят в гости к ученым. Прогулка по Горному институту – только одна из интереснейших встреч, которые Кольский научный центр провел в качестве городской площадки фестиваля «НАУКА 0+». Юные обогатители из Кировска узнали, что, несмотря на прочную связь ГоИ КНЦ РАН со многими промышленными предприятиями, именно научным поиском здесь занимаются не меньше, чем конкретной проблематикой добычи и переработки давно разведанных и планируемых к добыче руд. Встреча произвела на них большое впечатление, а некоторые попросили Наталью о рукопожатии.
- Она очень нам понравилась! – поделились школьники.
- Геологический институт (25)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (63)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (53)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (12)
- Научно-организационный отдел (138)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (269)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (5)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (24)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (844)
- СМИ о нас (413)
- Видеосюжеты (20)