Эксперты Лаборатории устойчивого развития ПОРА обсудили этнологическую экспертизу

Мурманская область богата полезными ископаемыми, и ее экономика опирается в основном на горноперерабатывающую промышленность. Однако всего век назад хозяевами региона были саамы и поморы, жившие оленеводством и рыболовным промыслом. Бурное развитие промышленности оттеснило представителей коренных и малочисленных народов с привычных мест, перерезало пути миграции оленей и промысловых рыб, нарушило традиционный уклад местных жителей и северные экосистемы. К концу XX века проблему удалось осознать. Началось непростое и постепенное восстановление природного равновесия. Геологоразведке и планированию новых горных разработок теперь предшествуют экологические изыскания, создаются особо охраняемые природные территории, призванные одновременно поспособствовать сохранению биоразнообразия и развитию туризма и местного предпринимательства. Однако исследования, связанные с влиянием новых предприятий на коренные малочисленные народы, пока находятся на начальном этапе.

Что такое этнологическая экспертиза и может ли она помочь примирить местных жителей и приезжих промышленников? Возможно ли сохранение традиционных охотничьих и животноводческих сообществ при разработке новых месторождений? На эти вопросы сообща искали ответ участники дискуссионного клуба Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики 26 июля. Модерировал дискуссию руководитель Лаборатории устойчивого развития ПОРА, заместитель генерального директора Кольского научного центра по научной работе Евгений Боровичев.

Этим летом в Мурманской области начался первый этап этнологической экспертизы, связанный с проектом разработки Колмозерского литиевого месторождения. Месторождение находится на территории традиционного оленеводства в Ловозерском районе, и его бесконтрольное освоение может непоправимо изменить жизнь местного сообщества. Оператором этнологической экспертизы, входящей в «стартовый пакет» проекта, выступает Проектный офис развития Арктики. Для ПОРА это уже не первый проект, но в регионе такая системная экспертиза проводится впервые.

Руководитель Бюро арктических компетенций ПОРА на Таймыре Андрей Иванов рассказал о том, как проходила этнологическая экспертиза в 2020 году. По итогам этой работы для компании «Норникель» был разработан пятилетний план поддержки коренных народов Таймыра. Сумма поддержки составила более двух миллиардов рублей. Многие участники таймырской этноэкспертизы вошли в состав комиссии, которая проведет исследования в Ловозерском районе.

И.о. директора Кандалакшского государственного природного заповедника Виктор Петров много лет посвятил экологической экспертизе и не понаслышке знает, что ее заключения не всегда в достаточной степени влияют на принятие решений, поэтому часть ее функций сейчас переходит к экспертизе этнологической. Виктор Николаевич подчеркнул, что для крупных проектов важно обращать внимание на мелкие детали и стараться отслеживать их влияние в отдаленном будущем.

Заведующий кафедрой этнографии и антропологии Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Новожилов возглавил группу ученых, исследовавших обстановку в Ловозерском районе. Алексей Геннадьевич отметил, насколько важно при составлении плана учитывать трансформации, которые уже произошли в хозяйственной деятельности традиционных народных групп, и разработать программу, которая позволит эффективно развивать те традиционные модели, которые еще сохраняются, и компенсировать оленеводам те потери, которые они несут.

Президент Ассоциации кольских саамов Елена Алмазова объяснила, что проблема с точки зрения местной общины выглядит очень серьезной. Местные жители опасаются, что их уклад будет разрушен. Но диалог, который с ними ведут ученые в ходе экспертизы, уже в какой-то мере помогает решить проблему.

– Как показывает практика, с людьми нужно вести диалог. – отметила Елена Алексеевна. – И если диалог будет идти, а как мы видим, он ведется с прошлого года, люди могут понять: происходящие процессы не нарушат их жизнь в таких глобальных масштабах, как они это себе представляют.

Важность диалога подчеркнула и директор Дирекции ООПТ регионального значения Мурманской области Мария Романова. Сейчас жители Ловозерского района боятся изменений. И когда все участники процесса обмениваются информацией, интересуются друг другом, адаптация к этим изменениям проходит наименее травматично. Примером тому служит природный парк «Териберка», организация которого повернула местных жителей и гостей села лицом друг к другу.

Важен диалог не только между экспертами и представителями коренных народов, приезжими и местными жителями. Не менее существенно взаимодействие представителей разных областей научного знания, – уверен старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра Михаил Кожин.

– Участие экологов в этой экспертизе очень важно, поскольку позволяет оценить, как люди преобразовывают территорию. – отметил Михаил Николаевич. – Например, на территории Колмозерского месторождения когда-то существовал поселок геологов, и хотя он сейчас значится только на картах, следы его изменений в природу мы можем наблюдать до сих пор. Знания, которые мы сейчас получаем, уникальны. Этнологическая экспертиза позволяет посмотреть со всех сторон и оценить различные, иногда противоречивые процессы. Мы показываем слияние человека с природой: каким оны было в прошлом, каким станет в процессе строительства и каким – после его окончания.

Подводя итоги дискуссии, эксперты согласились, что по итогам полевых работ необходимо будет встретиться еще раз – уже в более продолжительном, «реальном» формате, а по результатам экспертизы – создать среднесрочный план природопользования в регионе, который позволил бы учесть интересы тех, кто будет разрабатывать месторождение, кто выступает за традиционное природопользование, и тех, кто будет вовлечен во все эти процессы. И этот план должен стать достоянием общественности.

– Мы сейчас – и историки, и этнографы, и экологи, и другие специалисты – получаем огромный массив информации, и какую-то часть информации необходимо оформлять в виде монографий, научно-популярных брошюр, чтобы этот опыт использовался дальше, – подытожил Евгений Боровичев. – Потому что если мы будем совершать какие-то ошибки – а мы будем их совершать, это неизбежно! – наш опыт станет опорой для других исследователей, толчком для движения вперед.

Вопрос этнологической экспертизы еще не раз будет поднят в Мурманской области. Это инструмент для заключения соглашений между представителями бизнеса, государственной власти и коренным населением, который позволит получить выгоду каждому участнику процесса. Экспертная база для этнологической экспертизы еще не наработана, и каждый новый опыт добавляет в нее необходимые знания.

2 августа 2023