Экологическое просвещение в российской Арктике: участники дискуссионного клуба поделились лучшими практиками

27 октября в рамках всероссийской конференции по экологическому образованию «Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать» состоялось очередное онлайн-заседание дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики. Его участники обсуждали экологическое просвещение в интересах устойчивого развития арктической зоны России и его региональные аспекты.

Почему экологическое просвещение актуально для Арктики? Люди, живущие в самых хрупких экосистемах – а природное равновесие арктических территорий особенно уязвимо, – нуждаются в знаниях об экологии. Знания эти подаются не всегда системно и эффективно.

Председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин и менеджер региональных проектов ПОРА Олеся Кужель предложили поговорить о том, как развивать экологическую грамотность, какими желательно видеть результаты экопросвещения, обсудить, как влияет на цели, методы и тему экопросветительских проектов региональная специфика, а также уйдет ли просветительская миссия в онлайн или будущее за реальными мероприятиями в этой сфере.

Открывая дискуссию, Николай Доронин отметил, что результаты экопросвещения не сиюминутны: они касаются будущего детей и внуков, которым предстоит жить в той окружающей среде и на таких природных территориях, которые напрямую зависят от знаний и примеров, усвоенных сейчас. Он подчеркнул и то, насколько выше уровень экологической ответственности молодежи по сравнению со старшим поколением.

Председатель Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин рассказало запуске специального федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Экология». В связи с вышедшим год назад законом о просветительской деятельности необходимо подтверждать квалификацию каждого просветителя и согласовывать ее с целым рядом федеральных структур. Проект еще разрабатывается, и Александр Евгеньевич пригласил участников дискуссии поделиться с рабочей группой нацпроекта своими наработками и мнениями. Материалы дискуссиии пленарного заседания всероссийской конференции будут переданы в общественный совет для обсуждения. К нему пригласят и экспертов, чтобы паспорт нового национального проекта стал более ориентированным на практику.

Опытом своей работы поделилась куратор по экопросвещению Международной арктической школы Республики Саха Анастасия Дорбасова. Просвещение в Якутии стараются вести через семью, затрагивая дошкольников. Очень эффективным оказалось движение «Зеленые пионеры», приобщающее детей к ответственному отношению к природе через совместные испытания, приключения и сборы. В республике предлагают отказаться от бездумного потребления, например, посредством дней обмена вещей в стиле «гаражной распродажи». Новый формат работы – экологические сказки, тесно переплетенные с традициями и культурой коренных народов. На их основе проводят театральные постановки, конкурсы, субботники.

В Республике Саха на отношение к экологии очень серьезно повлияли видимые последствия изменения климата: в связи с таянием вечной мерзлоты начали разрушаться здания, наводнения стерли с лица земли целые поселки. Экологическое просветительство здесь развивается активно, тем более что все негативные примеры, увы, под рукой.

Евгений Рожковский, руководитель межрегиональной эколого-социологической организации «Зеленая Арктика», рассказал об очистке территорий в Ямало-Ненецком округе. Активная геологоразведка оставила на «диких» территориях округа множество бочек, цистерн, заброшенных домов, и для уборки этих «артефактов» почти десять лет собираются волонтеры со всего мира в содружестве с учеными. Основная задача волонтерских отрядов, конечно, - очистка территории, однако благодаря помощи ученых получается достичь и других целей. Например, на мысе Харасавэй исследователи обнаружили большую популяцию моржей, и после уборки более тысячи животных вернулись на береговую линию. Очень интересной стала эколого-социологическая экспедиция 2020 года в село Сеяха: здесь волонтеры проводили тренинги, выступали в местном клубе. В прошлом году и родилась идея комплексной подготовки волонтеров Арктики.

- Основная миссия всего проекта – сделать экологические знания привычными и очевидными с помощью нашего проекта, – отметил Евгений Витальевич. – Непосредственная цель – это отбор и всесторонняя подготовка волонтеров, которые принимают участие в экспедициях. Но даже те, кто не прошел отбор, остаются с полученными во время подготовки знаниями. Несмотря на то, что экспедиция – это «леденец не для всех», ребята принимают участие хотя бы ради того, чтобы узнать что-то об Арктике, послушать наших спикеров, которые рассказывают о том, что у нас происходит здесь, на Севере.

В программу подготовки волонтеров входят экология, история, антропология, психология, оказание первой медицинской помощи и другие дисциплины. Для преподавания организация привлекает спикеров из разных городов России - это и экоактивисты, и профессиональные специалисты: ученые, политики.

Руководитель «Чистых игр» Дмитрий Иоффе описал геймификацию экопросвещения – вовлечение в него через игру. Выросшая из обсуждения арктических экспедиций идея вовлекать молодежь в экологическую деятельность с помощью соревнований оказалось очень результативной. За семь лет состязания вместо субботников превратились в бесплатную франшизу с фирменным стилем, с четкими и понятными правилами, с возможностью онлайн-контроля. Франшиза охватывает уже 80 российских городов, и еще 24 страны, кроме России, проводили Чистые игры хотя бы один раз. К сожалению, хорошая задумка турниров, в ходе которых команды разных городов одновременно боролись бы за Кубок чистоты, наталкивается на бюрократические препятствия. Сроки, которые предлагают чиновники, для Арктики неприемлемы: в это время здесь еще (или уже) лежит снег. Найти компромисс между властью и общественностью помогло председательство России в Арктическом совете. В 2021 году был организован Арктический кубок чистоты. Есть планы сделать его международным, поскольку локальные турниры – по Балтийскому морю, между арктическими городами России и США – уже показали себя успешными.

Статс-секретарь некоммерческой организации Центр «Арктические инициативы» Рустам Романенков рассказал о некоторых проектах. Просветительский проект «Дети Арктики» делится на две части: интернет-портал (он уже создан и запущен) и издание учебников на языках коренных малочисленных народов. Как и в случае «Чистых игр», реализация этой идеи начала вязнуть в бюрократии. Процесс воплощения учебника от сбора материала до готовой книги не так прост: необходимо утвердить методику, согласовать содержание и количество информации между несколькими ведомствами. И если ориентироваться на просвещение с позиции Министерства образования, то именно экологическая составляющая может пострадать.

Экология – дело не министерское, а личное, именно потому появилась международная детская премия «Экология – дело каждого» и проект «Хозяин Арктики», который рассказывает о белых медведях. Материал, который был собран в ходе наблюдения за животными, гораздо шире зоологического компонента – здесь данные поданы через географию, вопросы изменения климата и антропогенного воздействия на Арктику.

Заместитель руководителя Кольского научного центра по науке Евгений Боровичев согласился с тем, что систему нужно менять, и высказал свою убежденность в том, что любые знания нужно получать осознанно. Он предложил ответить на вопрос: «Что можно считать хорошей работой по популяризации знаний – научных, экологических или общегуманитарных?»

- Тут может быть много ответов, но мы для себя определяем это так: когда знания, которые мы популяризовали, успешно применяют в жизни тех, для кого мы старались. То есть когда люди понимают, зачем они что-то узнали, потом осознают, что это может быть полезно в их жизни, и ни минуты не тратят бессмысленно.

Евгений Александрович рассказал о совместном проекте Проектного офиса развития Арктики и Кольского научного центра – Лаборатории устойчивого развития, которая занимается просветительскими проектами, популяризацией науки, в том числе экологической. Один из проектов – Школа природных гидов, которые смогут заинтересовать самую разную аудиторию, показать, что можно весело и интересно учиться и учить даже сложным вещам. Важно, что гиды будут знакомить не с выдумками и мифами, а с научными фактами. Схожий проект, поддержанный грантовой программой ПОРА – Полярная школа-практика молодых лимнологов. Изучение и общение на берегах крупнейшего озера Мурманской области, Имандры, собрало студентов, аспирантов и молодых ученых-озероведов.

Евгений Боровичев коснулся и других форматов, с помощью которых апатитские ученые занимаются экопросвещением. Например, интерактивные марафоны с разными активностями, когда каждый участник находит себе занятие по душе в пределах одной тематики. Рассказал он и о возможностях привлечения молодежи к гражданской науке через приложение INaturalist, интерактивную карту экологических проблем Баренц-региона.

- Любая деятельность, которая привлекает новых людей, новых адептов к науке, к экологическому знанию – это очень важная задача, в том числе, для каждого ученого, – резюмировал он свое выступление.

Директор расположенного в Архангельской области нацпарка «Русская Арктика» Александр Кириллов рассказал о введении в архангельских школах нового предмета – арктиковедения, курс которого уже появился в институте усовершенствования учителей. Появились арктическая азбука для начальных классов, программа и методики для педагогов, подготовлена и издана книга, которую могут использовать и учителя для подготовки уроков, и школьники в качестве источника дополнительных знаний. Помимо готовых и планируемых учебных пособий – атласа Арктики, учебников для средних и старших классов – важную роль в арктиковедении играет Арктическое посольство. Это визит-центр национального парка «Русская Арктика», который находится в центре Архангельска. Ключевой персонаж курса медвежонок Михайлушка встретит детей и предложит им мастер-классы, экскурсию по музею, рассказ об Арктике. К сожалению, финансирование визит-центра недостаточное, и многие задуманные мероприятия пока лишь в планах. Но уже сейчас нацпарк ведет Youtube-канал, где ведущие специалисты Академии наук рассказывают о своей деятельности в Арктике и о ее результатах.

Подводя итоги, Николай Доронин процитировал приветственное письмо от Николая Николаевича Дроздова, председателя медиасовета первого общественного экологического телевидения: «Арктика – это общий дом для людей и уникальных животных, которые нуждаются в особом внимании и заботе, и поэтому важно в арктических регионах тщательно подходить к вопросам экологического просвещения, чтобы помочь людям сохранять хрупкие арктические экосистемы». Он также предложил систематизировать весь изложенный за время дискуссии опыт, создать единую базу знаний и передать ее для включения в готовящийся национальный проект по экопросвещению.

4 Ноября 2021