Едем за глубинной мудростью. И Куйву посмотреть!

Продолжаем делиться с читателями об экспедициях сотрудников Кольского научного центра РАН. Полевые исследования проводят не только геологи, ботаники, археологи, но и специалисты по изучению человека в его природной и культурной средах – антропологи. Одна из них – старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, кандидат исторических наук Алена Давыдова. В 2022 году ее «поле» прошло на Сейдозере, в компании опытных путешественников-видеоблогеров, а также гидов. Темой исследования стало редко пока замечаемое и обсуждаемое явление – духовный туризм, новая область исследований ученых.

По итогам полевых исследований последнего года Алена Сергеевна написала две статьи. Одна из них, опубликованная в «Трудах Кольского научного центра», называется «Люди, занимающиеся духовным туризмом, должны путешествовать самостоятельно!»: представления гидов о туристических дестинациях Мурманской области». И вторая вышла в журнале «Антропологический форум» в соавторстве с Сергеем Штырковым, представляющим Музей антропологии и этнографии РАН. Она называется «Это, говорят, ваше местное место силы»: духовный туризм на Сейдозере глазами проводников по Кольскому полуострову» и основана на результатах трехлетних полевых исследований Алены Сергеевны, в том числе по методике «снежного кома», когда один респондент дает возможность связаться с еще несколькими, компетентными в нужной области. В ней приводится большое количество цитат из интервью с местными гидами.

Изучение духовной составляющей в разных проявлениях жизни северян занимает Алену Давыдову давно: она автор книги «Строительство и жизнь православных храмов в устной и письменной истории заполярного города». Сейчас ее заинтересовал этот аспект и с точки зрения привлекательности Мурманской области для туристов, которые приезжают сюда с самыми разными целями и потребностями. Исследовательница рассматривает духовный туризм не только как паломничество с религиозными целями, но и как концепцию в широком смысле: туризм, продиктованный стремлением к духовному развитию, предполагающему самореализацию и самообогащение и развитие в процессе поездки. Автор разъясняет: духовность, связанная не столько с религиозной институцией, сколько с постоянным поиском цели и смысла жизни, может быть получена и из различных видов досуга, например, от йоги и ретритов в дикой природе. Да и в целом туризм сам по себе – источник эмоционального или духовного удовлетворения. Сегодня он считается практикой, которая «функционально и символически эквивалентна другим институтам, которые люди используют для украшения и добавления смысла в свою жизнь».

– Я занимаюсь социальной антропологией и в прошлом году работала сразу в нескольких направлениях. Первый – традиционный, классический для антропологии метод включенного наблюдения, когда ты находишься в экспедиции и как ученый, и как турист, ведомый гидом человек. Это метод, когда мы просто записываем свои наблюдения, без интервью, – рассказывает Алена Давыдова. – Но были и интервью в виде бесед на определенную тему, без жестких рамок.

Также активно я стала использовать «виртуальные поля» – онлайн-опросы с максимумом возможностей для открытых ответов. Так люди дают мне почву для размышления, помогают нащупать «проблемное поле» для дальнейшего исследования. У онлайн-опросов есть свои плюсы и минусы. Очевидный плюс это — широкий охват аудитории, а также отсутствие влияния личности интервьюера на ход опроса. Ты обезличен. Один из самых сильных минусов — невозможность получить больше информации от респондента, если вдруг он предложит интересную мысль и задать вопросы дальше.

В отличие от ученых самых разных специальностей, для которых полевой сезон – это обязательно выезд в природную среду с рюкзаками, со специальным снаряжением, у социологов и антропологов все иначе: вышел из рабочего кабинета – уже в поле! В том числе и общаясь с городским населением на заданную тему. Впрочем, есть и этнографические полевые работы с заброской и полным погружением: тут специалистом была Евгения Яковлевна Пация, выезжавшая и на Терский берег, и на восток полуострова, в саамские стойбища…

– Поскольку основная сфера моих интересов это антропология религии, я решила исследовать этот феномен в сфере туризма – этнического и духовного, а потому и поля мои стали также предполагать путешествия, например, на Сейдозеро, – рассказывает Алена Сергеевна. – Меня интересует все, что связано с сакральной жизнью человека, с его духовными практиками. В отечественной антропологии тема гидов, их роли как межкультурных посредников, в том числе в духовном туризме, пока не развита.

– Вы упоминали, что сбор информации был непростым. Почему люди не очень хотят обсуждать эту тему?

– Во-первых, разговор о духовном предполагает большое личного доверия, а для него нужно время, длительный контакт. Во-вторых, это новая терминология. Термин «духовный туризм» у нас в стране пока не устоявшийся и в публичном пространстве не обсуждается. Если взять тему паломничества на Кольском полуострове, то гиды не считают это направление перспективным и не развивают его. Наш край имеет особую историю, в нем больше развит природный туризм.

– Наш край не очень богат храмами и монастырями, зато переполнен мистикой. Но разве поиск Гипербореи или припадание к скале Куйвы – это духовность? Человек приедет к нам искать следы инопланетян, а ему расскажут, что все это – природа, процессы тектоники, выветривания, перемещения ледников… Мурманская область легко может «продать» туристу любую легенду, но как это соотносится с задачами популяризации науки, с научным знанием? Нет ли тут противоречия, неких перпендикулярных курсов развития туризма?

– Это очень интересный феномен, ведь большинство гидов отметают мистичность мест, не хотят в этом участвовать. Получается, что предложения на такого рода путешествия нет, в публичном пространстве оно отсутствует, но есть огромный спрос. На самом деле туристу очень непросто продать ту или иную идею. Откуда возникает спрос и надо ли поддерживать мифологию того или иного места это большой вопрос. Смыслы, как вы понимаете, зачастую гости привозят с собой. Иногда они меняются в процессе поездки, как и цели и мотивы поездки. Последние определить иногда весьма непросто. Есть очень знаменитая фраза исследователей туризма Тернеров о том, что «паломник наполовину турист, если турист наполовину паломник». Например, человек поехал с туристическими целями куда-либо и его поведение сугубо туристическое, но где-то на половине пути он столкнулся с местной святыней, и решил поменять свой маршрут и полностью погрузился в сакральные практики, связанные с местом (неважно каким), тогда он превращается в паломника? Да и разграничить виды туризма очень непросто, как и определить слово «паломничество». Это очень интересная дискуссия в научном сообществе.

И в самом конце, конечно, это немного другое, но с медиатуризмом иногда можно провести параллель. Удивительно большое количество примеров медиатуризма основано на фильмах или книгах, в которых сверхъестественное, паранормальное или фантастическое играет главную роль. В этом отношении можно вспомнить туризм, наросший на местах съемок фильмов («Секретные материалы» в Ванкувере или многочисленных туристов из «Кода да Винчи» в Париже и Лондоне). Есть интересные исследования о туризме в Румынии. Ежегодно в Трансильванию приезжает большое количество туристов в поисках следов графа Дракулы. И есть даже те, кто действительно ищет следы жизнедеятельности Дракулы. Есть глубоко разочарованные люди, которые приезжают и не находят ничего из того, что они, например, вычитали из книг. Тяга человека к неизведанному и неопознанному всегда будет сильной.

21 марта 2023