Что происходит с экологией Севера в эпоху санкций?
Начало XXI века в Мурманской области можно назвать периодом расцвета трансграничного сотрудничества. Ученые, медики, деятели культуры представители общественных организаций России, Норвегии, Финляндии и Швеции проводили совместные исследования состояния природной среды, социально-экономического развития Баренц-региона, развивали совместные проекты, имеющие большое значение для его жителей. С началом международных санкций, коронавирусных ограничений эти проекты переходили в онлайн, теряли финансирование, постепенно замедлялись. В нынешних условиях они и вовсе «поставлены на паузу». При этом природа и человек на паузу встать не могут. Вопросы сохранения биоразнообразия и другие экологические проблемы по-прежнему требуют решения, однако многие успешно действовавшие до последнего времени механизмы больше не функционируют.
Обсудить, что происходит сейчас в сфере экологии, поделиться опытом и постараться найти выход из ситуации был призван дискуссионный онлайн-семинар «Экология Севера: вызовы в эпоху санкций». 27 марта на виртуальное заседание собрались представители ведущих научных организаций Мурманской области и Карелии. Модерировала его директор заповедника «Пасвик» Наталья Поликарпова. Открывая заседание, Наталья Владимировна предложила оценить опыт учреждений, задействованных в международных проектах, предложить новые идеи и проекты для сотрудничества внутри России.
В дискуссии приняли активное участие сотрудники Кольского научного центра: советник генерального директора Владимир Маслобоев, заместитель генерального директора по научной работе, заместитель директора Института проблем промышленной экологии Севера Евгений Боровичев, заведующая отделом международных связей Института экологи Елена Ключникова, старший научный сотрудник лаборатории водных экосистем Петр Терентьев и заведующий экологии микроорганизмов Владимир Мязин.
Елена Ключникова, представляя свой доклад «Статус проектов Кольского научного центра РАН по программам приграничного сотрудничества», горько отметила:
– Я долго думала, как вам представить статус проектов. Можно сказать одним словом: «Все проекты прекратились», – и на этом закончить доклад. Но поскольку мы живем в контексте существующих событий, нужно не переживать о том, чего не случилось, а смотреть вперед.
На протяжении всей истории своего существования Институт проблем промышленной экологии Севера был вовлечен в международные экологические проекты. Это сотрудничество было очень прозрачно институализировано, то есть существовало в рамках очень четкой правовой базы и внятно прописанных соглашений. Опыт взаимодействия с властными структурами, промышленными предприятиями, общественностью разных стран у ученых накоплен огромный, и Елена Михайловна предложила использовать с толком образовавшуюся паузу в отношениях:
– Можно внять призывам наших законодателей и переосмыслить природоохранное сотрудничество в Баренц-регионе, гармонизировать подходы с законодательством России. Необходимо обдумать развитие сотрудничества внутри страны, между регионами Севера и Северо-Запада России, перенести на внутреннюю почву опыт природоохранных и научных проектов с международными партнерами. И третье, что мы можем сделать, – это найти партнеров не среди ближайших соседей, а посмотреть на Восток.
Чтобы добиться привычной прозрачности институтов, придется бороться, отстаивать свои интересы, вести переговоры внутри страны, но без этого не получится построить внятной системы правил и ограничений. Елена Ключникова также предостерегла от безоглядного переноса накопленных практик на восточную почву.
– Нужно понимать, что на Востоке – свои особенности, а мы должны опираться на свое. У нас превалирует концепция экологической безопасности, и она является элементом государственной безопасности. Строить новые отношения необходимо с учетом интересов всех сторон. Институционализация – великая вещь. Если есть программа с четко установленными целями, задачами, если мы понимаем, что и для чего мы делаем, то мы работаем очень хорошо. Все, что мы раньше делали, можно потрогать руками, все имеет практическую ценность. Так давайте, опираясь на эти результаты, на этот опыт, продвигать свои интересы при выстраивании межрегионального сотрудничества внутри России.
– Мне кажется, что мы не должны сидеть и ждать, когда нам скажут, куда бежать. Надо самим определяться с тем, что делать. Мы знаем, какие цели поставлены, какие есть задачи. И нужно влиять на этот процесс, опираясь на это знание, – заключила Елена Михайловна.
В том, что наступило время оглянуться, подытожить опыт и не бежать одновременно в разные стороны, а понимать, куда стоит двигаться, поддержал коллегу и Евгений Боровичев. Он рассказал об опыте Кольского научного центра в области международных проектах и предложил разобраться, какие уроки можно вынести из этого опыта. Во-первых, это междисциплинарный, комплексный подход к работе, позволяющий рассмотреть проблему не только с разных сторон, но и на разных уровнях – от регионального до личного.
Во-вторых, проекты, реализованные вместе с западными партнерами, чаще всего были не однонаправленными, преследовали сразу несколько целей без ущерба для каждой. Например, особо охраняемые природные территории создаются не только ради охраны природы, но и для сохранения социальной, экономической устойчивости. Природный парк «Териберка», работа над которым началась в 2021 году, был организован вне международных проектов, но с той же философией: и с целью сохранения биоразнообразия, для регулирования посещения с учетом рекреационной емкости территории, и для учета интересов местного населения.
– Международное сотрудничество научило обращать внимание на местных жителей, поскольку это мощная сила, которая может стать как нашим противником в природоохранных проектах, так и союзником. Еще один серьезный урок заключается в том, что надо работать на разные страты населения, если хотим донести важные вещи, – подчеркнул Евгений Александрович.
2022 год был очень сложным для Кольского научного центра, но его сотрудники продолжили интересные проекты – образовательные, художественные, но так или иначе преследующие просветительские цели. Например, продолжается работа над интерактивной картой экологических проблем Баренц-региона, которую могут пополнять не только ученые, но и активные граждане.
– Природа не знает границ, и экологические проблемы тоже не имеют границ. В разработке карты проявил себя еще один урок: вовлечение активных граждан как помощников, просвещение их в итоге ведет к улучшению условий среды, окружающей этих граждан.
Последний урок международного сотрудничества Евгений Боровичев сформулировал так:
– ООПТ должны быть обращены к людям. Мы в СССР привыкли, что ООПТ – это режимный объект, и если ты пересек ее границу, то ты нарушитель. Но если использовать удобную навигацию, строить маршруты для посетителей так, чтобы им было интересно, если проявлять человеческое отношение к людям, они проникаются теплым отношением к этой территории, рассказывают о ней другим и становятся амбассадорами ООПТ!
Наталья Поликарпова возразила Евгению Александровичу только в одном: к сожалению, отношение к границам особо охраняемых природных территорий как к действительно запретным зонам мало свойственно и обычным жителям региона, и даже представителям других государств. Так, заповедник «Пасвик» несколько десятилетий страдает от… норвежских оленей.
«Что делают норвежские домашние олени в России и сколько это стоит?» – это история расследования, которое на протяжении многих лет ведут сотрудники заповедника вместе с учеными Коми научного центра, и безуспешной борьбы за восстановление справедливости и возмещение ущерба. Как минимум 15 лет норвежские оленеводы, по сути, откармливают животных в долине реки Паз. В начале декабря олени проникают в Россию сквозь проходы, оставленные в ограде на границе для прохода лосей, пересекают реку по льду и до середины февраля пасутся на территории «Пасвика». К сожалению, ни данные фотоловушек, ни расчеты ущерба для редких видов и почвенного покрова, ни обращения к представителям Норвегии не приносят никаких результатов. Был подготовлен документ, который бы регулировал вопросы выпаса оленей на российской территории, но ни разу не удалось внести его в программу трансграничного российско-норвежского сотрудничества: другая сторона попросту его игнорирует. 14 февраля 40 незваных гостей снова «депортировали» за пределы России. Наталья Владимировна попросила коллег высказывать любые предложения – возможно, среди них найдется то самое, которое поможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
По другим вопросам норвежская сторона была для «Пасвика» открыта. О современном состоянии и перспективах международных научных исследований в заповеднике рассказала старший научный сотрудник заповедника София Крюкова.
Сотрудники Института биологии Карельского научного центра Евгений Иешко и Данила Панченко напомнили о международных проектах, в которых участвовал КарНЦ РАН. Экологический проект «Зеленый пояс Фенноскандии», представляющий собой территорию, вытянутую вдоль границ России с Финляндией и Норвегией, был создан с целью сохранения старовозрастных лесов. Евгений Павлович рассказал о том, что ученые успели сделать, до прекращения сотрудничества, и что осталось невоплощенным. Данила Владимирович описал опыт международного сотрудничества Института биологии в исследованиях дикого северного оленя в Карелии. Дикий северный олень занесен в Красную книгу России, его численность продолжает сокращаться, несмотря на все усилия по охране. Биологи Карельского научного центра объединяли усилия с западными коллегами для проведения исследований этого вида. Сейчас они продолжают свою деятельность в сотрудничестве с учеными Коми, Архангельской и Мурманской областей.
Об опыте прошлых лет в исследованиях трансграничных водных экосистем в приграничном районе рассказал Петр Терентьев. Владимир Мязин подвел итоги программы восстановления и очистки нарушенных экосистем Арктического побережья. Владимир Александрович высказал сожаление, что авторы программы столкнулась с разнообразными ограничениями – сначала карантинными, потом санкционными – и не успели закончить большой блок исследований прибрежных растений, устойчивых к загрязнениям, чтобы выделить виды, пригодные к использованию в проектах биоремедиации.
Завершился семинар выступлением аспиранта Петрозаводского госуниверситета, директора Центра цифрового мониторинга северных и арктических экосистем ПетрГУ Алексея Кабонена о новых цифровых решениях для особо охраняемых природных территорий.
После всех докладов развернулась живая дискуссия о том, что же следует предпринять ученым в «международной паузе», как найти новые источники финансирования исследований и новые пути приложения накопленного опыта.
– Приграничное сотрудничество, которое мы сегодня обсуждали, было направлено в первую очередь на социально-экономическое развитие, но имело под собой очень серьезную научную работу, – отметила Елена Ключникова. – Надо использовать наш научный потенциал в новых проектах социально-экономического развития.
Наталья Поликарпова обещала составить резолюцию по итогам семинара. Все участники ознакомятся с ней, внесут свои предложения, а затем резолюция будет направлена в министерства, органы региональной власти и институты развития.
- Геологический институт (24)
- Горный институт (32)
- Издательство КНЦ РАН (60)
- Институт информатики и математического моделирования им. В. А. Путилова (7)
- Институт проблем промышленной экологии Севера (40)
- Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья (52)
- Институт экономических проблем (73)
- Научная библиотека (6)
- Научно-исследовательский центр медико-биологических проблем адаптации человека в Артике (11)
- Научно-организационный отдел (137)
- НП Наука и университеты (1)
- Общественная жизнь (259)
- Полярно-альпийский ботанический сад-институт (2)
- Центр гуманитарных проблем Баренц региона (23)
- Центр коллективного пользования (4)
- Центр наноматериаловедения (9)
- Центр физико-технических проблем энергетики Севера (13)
- Научный архив (12)
- Новости науки (822)
- СМИ о нас (409)
- Видеосюжеты (20)