Апатитовый век. Евгений Шталь – о людях Хибин

Серебряным веком называют период в русской культуре с конца девятнадцатого века до 1920-х годов. Наше знакомство с Серебряным веком начинается в школе – со стихов, разнообразных и талантливых. Знакомясь с биографиями поэтов, художников, писателей и журналистов, мы оказываемся на эмоциональных качелях: восторг – и ужас, отвращение – и жалость. Сложная, страшная, неоднозначная жизнь, несправедливость со стороны властей – и склоки между собой. Кто прав, кто виноват? Ответа нет, но есть восхищение и сочувствие.

Читая вышедшую недавно в издательстве Кольского научного центра книгу Евгения Николаевича Шталя «История Хибин в лицах», оказываешься на тех же эмоциональных качелях. Легкомысленная женщина, вдохновенная талантливая врушка, писательница, мистификаторша – несправедливо обвинена, провела много лет в лагерях. Журналист и краевед, оболганный, расстрелянный в заключении – секретный сотрудник НКВД, один из авторов доносов на Кондрикова. Писатель, известный своими рассказами о природе – оказался под подозрением из-за знакомства с Кондриковым, имел большие неприятности. Еще один писатель, влюбленный в Север – в 1935 году осужден за связь с «антисоветчиками», сослан, вновь осужден за антисоветскую агитацию, отправлен в лагерь, в лагере снова осужден из-за конфликта с начальником, добился реабилитации только после расстрела Берия.

Журналист и писатель, краевед и библиотекарь Евгений Николаевич Шталь родился в Кировске и много сил отдал, чтобы рассказать о своем городе и его жителях. Благодаря ему в Центральной библиотеке Кировска появился музей Венедикта Ерофеева. К теме писателей, так или иначе связанных с Хибинами, обращался в своем творчестве неоднократно. «История Хибин в лицах» включает статьи не только о литераторах. Геологи, фельетонисты, разнорабочие, архитекторы, раскулаченные – тридцать четыре человека из более чем двух тысяч писавших о Хибинах.

Хибиногорск – город, в который в 1930-е годы приезжали по разным причинам. Кто-то ехал сюда в поисках новых перспектив, кто-то бежал от опасности. Кто-то был сослан – за убеждения или просто потому что родился в «неудачной» семье. Талантливые, неравнодушные, да и просто более грамотные и имеющие склонность к журналистике обитатели Хибиногорска рано или поздно оказывались в редакции местной многотиражки. Из героев 27 новелл Шталя семеро в разные годы работали в «Хибиногорском рабочем». Конечно, не одни сотрудники «Хибиногорского рабочего» оставили в литературной памяти о Хибинах свой след. Евгений Шталь пишет:

«Для работы в горах требовалась дешевая рабочая сила. Поэтому сюда стали ссылать крестьян, объявленных «кулаками» во время коллективизации. <…> В книгах по истории потом стали писать, что Хибиногорск строили комсомольцы. В связи с этим среди местного населения ходила такая шутка: «Хибиногорск строили заполярные комсомольцы, или сокращенно «зе-ка», то есть заключенные». Ударная стройка в Хибинах укреплялась и вольнонаемными кадрами по указанию Кирова. Из Ленинграда в Хибиногорск были направлены специалисты горного дела, химики, а также врачи и учителя.

Для укрепления кадрами редакции газеты «Хибиногорский рабочий» из Ленинграда прибыл «десант» литераторов во главе с литературоведом, бывшим редактором журнала «Резец» Анатолием Гореловым. <…> Ленинградская писательская организация взяла шефство над хибинской стройкой, поэтому сюда стали приезжать целые бригады писателей. <…> Не только писатели, но и ученые академики рассматривали Хибины в своих трудах (Владимир Вернадский, Дмитрий Прянишников, Николай Вавилов, Александр Ферсман, Георгий Гамов). Приезжали на Кольский Север, хотя не были в Хибинах, но писали о них Максим Горький, Константин Паустовский, Александр Беляев, Константин Симонов, Валентин Пикуль. Даже люди, далекие от Кольского полуострова, никогда сюда не приезжавшие, сочли своим долгом упомянуть Хибины в своих произведениях…»

Очерками о тех, кто жил в Хибинах в середине XX века, автор не ограничивается. Начинается «История Хибин в лицах» с Михаила Пришвина, описавшего свои путешествия 1907 и 1933 года в книгах и дневнике, завершается одним из архитекторов Кировска Ильей Роммом, дожившим до 1998 года. Жизнь каждого героя показана с разной степенью подробности, но неизменно беспристрастно, на основе множества архивных материалов. Евгений Николаевич намеренно удерживается от оценок и приводит цитаты из самых разных источников, порой противоречащих друг другу, при этом не удаляет себя из повествования. В очерке о Льве Ошанине он горячо спорит с другим краеведом, Николаем Трофимовичем Ефремовым. В статьях о Наталье Гирей и Марии Филипович пытается разобраться в их взаимоотношениях – не для морализаторства, а чтобы добраться до правды о людях, которых они упоминают. В заключительной статье «Черные пятницы Венедикта Ерофеева» глубоко сочувствует писателю, анализируя его отношение к этому дню недели.

«История Хибин в лицах» – книга не для торопливого чтения. После каждой статьи хочется отложить книгу, обратиться за дополнительными сведениями (Евгений Николаевич щедро делится источниками информации для каждой), узнать больше о времени, с которым связана судьба ее героя, и наконец, пройти по Кировску и его окрестностям, увидеть озера и перевалы Хибин – не зря в книгу включен обзор путеводителей, изданных за 124 года!

В ближайшее время книга «История Хибин в лицах» поступит в библиотеки Мурманской области.

5 июня 2024