15 апреля в ЦГП состоялся семинар, посвященный саамским сакральным местам

15 апреля в Центре гуманитарных проблем Баренц региона состоялся методологический семинар, посвященный саамским сакральным местам. Об истории вопроса и современной научной полемике рассказывал кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Марк Шахнович.

Марк Михайлович обозначил методологическое и терминологическое поля семинара, а также рассказал о первых исследователях саамских верований и культовых объектов. Впервые упоминание о т.н. «сейдах» можно встретить в труде российского писателя, этнографа и историка XVIII века Михаила Чулкова «АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов»: «Святые горы служат им вместо капищ, и заимствуют всегда прозвание свое от оленей… не меньше почитают они святые озера… и реки…, во всех таковых местах строят освященные деревья, на коих видны разные Лопарями начертанные виды, а по близости оных находятся сделанные ими от трех до пяти футов в вышину жертвенники… Там стоят у них деревянные безобразные из корня вырезанные, или из камней устроенные идолы. Первых называют они пажами, а последних, кои видны больше при озерах и реках, и состоят из целых груд странно сгромощенных камней нарицают Сеатами».

Огромную роль в изучении «сейдов» и популяризации этого термина сыграл карельский этнограф-краевед Иван Михайлович Мулло. В современной науке сложилось понимание «сейдов» как сооружений из необработанных камней, как правило, состоящих из большого валуна, установленного на каменные «ножки» меньшего размера. Встречаются также каменные «пирамидки» и целые группы сооружений обоих типов. «Сейды» встречаются единично в Скандинавии, на Кольском полуострове и в Карелии, а также на островах Белого моря. Иван Михайлович и его последователи склонялись к гипотезе рукотворного происхождения сейдов, однако, в начале XXI века популярность стала набирать «ледниковая» теория их возникновения.

Марк Михайлович рассказал о результатах своих экспедиций, в частности, на архипелаге Кузова в Белом море и в Северном Приладожье, привел свои соображения относительно древней сакрализации естественных объектов и «доработки» скоплений камней для достижения культовых целей. Особо он подчеркнул, что в связи с бедностью сопутствующих археологических находок и плохой их сохранностью с полной уверенностью определить саамов как строителей или «пользователей» каждого «сейда» нельзя.

Доклад Марка Михайловича вызвал оживленную дискуссию среди присутствующих. Самое активное участие в ней приняли кандидат исторических наук Алена Давыдова, доктор исторических наук Ирина Разумова и кандидат исторических наук Ольга Змеева. Обсуждаемые вопросы оказались интересны не только антропологам, историкам и этнографам, но и присутствовавшим на встрече представителям других специальностей.

19 апреля 2021