История ФИЦ КНЦ РАН

1930–1934 Горная станция АН СССР

ХИБИНСКАЯ ГОРНАЯ СТАНЦИЯ АН СССР (1930-1934)

1930

2 октября Хибинская горная станция (ХИГС) Постановлением Общего собрания АН СССР № 8 включена в число учреждений АН СССР.

18 октября Хибинская горная станция включена в число учреждений АН СССР согласно Постановлению Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК Союза ССР, протокол № 36.


Архивная выписка из Постановления общего собрания АН СССР № 8 от 2 октября1930 г. о включении ХИГС в число учреждений АН СССР. НА ФИЦ КНЦ РАН

Архивная выписка из протокола № 36 от 18 октября 1930 г. заседания Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК Союза ССР о включении ХИГС в число учреждений АН СССР. НА ФИЦ КНЦ РАН

Всего в 1930 г. на Кольском полуострове работают 30 полевых отрядов, из них 17 научно-исследовательских отрядов и партий от Академии наук: по изучению геохимии Хибинского массива – 5, поисковых – 2, разведочных – 1, географических – 4, биологических – 1, антрополого-этнографических – 1. По заданию треста Гидроэлектропроект специальный географо-разведочный отряд Г.Д. Рихтера изучает геологию, геоморфологию района р. Нивы – будущего строительства Нивской ГЭС. Кроме того, работают отряды, организованные ЦНИГРИ, НИУ, Мурманской железной дорогой, Инсторфом, Энергостроем, трестом Апатит, Геодезическим управлением.

1931

15–18 февраля Облпланом и АН СССР организована первая конференция по обсуждению и согласованию научно-исследовательских, экспедиционных работ в Мурманском крае. Конференция состоялась в Ленинграде. В составе президиума: академик А.Е. Ферсман, академик И.М. Губкин, Зеденко (АН СССР); О.А. Воробьева (от ХГС); П.А. Борисов (Главное геолого-разведочное управление); А.Н. Лабунцов (от треста «Апатит»); В.К. Алымов (от Облисполкома г. Мурманска); Штейн (от Облплангоскомиссии); Салавкин (от Мурманской железной дороги); Свицин (от Комитета по химизации); Левин (СНК Карельской республики). В конференции участвовали: И.Г Эйхвельд (от Института растениеводства и Хибинской опытной станции ПОВИР); К.М. Дерюгин (Гидрологический институт), В.Ю. Фридолин, Ю.Д. Цинзерлинг, Г.Д. Рихтер и др. С докладами выступили академик А.Е. Ферсман («Перспективы научного изучения и хозяйственного использования производительных сил Кольского полуострова») и А.Н. Лабунцов («Проект пятилетнего плана работ Академии наук СССР по изучению производительных сил Кольского полуострова»).

Июнь–август Академия наук СССР направляет на Кольский полуостров 17 полевых отрядов. Работы ведутся в Хибинских тундрах (минералого-геохимическое, магнитометрические, почвенно-ботанические и зоогеографические исследования), в Ловозерских тундрах (минералого-геохимические и геоморфологические с поисками диатомитов), в Заимандровском районе (геолого-петрографические), в районе Мурманской железной дороги и к востоку от нее (геоморфологические и минералогические), на северном и южном берегах Кольского полуострова (изучение четвертичных отложений), в районе Умбозера (гидрологические исследования), в районе Варзуги (поиски известняков).

25–29 августа НИУ созывает в г. Хибиногорске Вторую суперфосфатную конференцию с участием представителей суперфосфатных заводов и представителей от организаций и учреждений. Академик А.Е. Ферсман делает доклад о перспективах развития Хибинских месторождений. И.Г. Эйхфельд сообщает, что на основе проведенных им опытов «нефелин может смело конкурировать с соликамским калием».

26 августа На совещании начальников исследовательских партий, работавших в 1931 г. в Хибинах, определены важнейшие результаты экспедиционных работ 1931 г.:

  • открыто месторождение апатитонефелиновой породы на западном склоне Куэльпора (А.Н. Лабунцов);
  • подтверждено наличие иолит-уртитовых пород на южном склоне 1-го южного отрога Кукисвумчорра с содержанием около 80 % нефелина (А.Н. Лабунцов);
  • установлено, что выходы доломитизированных известняков в районе р. Варзуги промышленного значения иметь не могут (Н.Н. Гуткова);
  • открыто новое месторождение ловчоррита на обрыве Вуоннемийок, имеющее промышленное значение (Н.Н. Гуткова);
  • открыты новые месторождения сульфидных и железных руд в Волчьей тундре (О.А. Воробьева);
  • открыт ряд крупных месторождений диатомитов (С.Ф. Егоров, Н.В. Полонский).

По инициативе Н.А. Аврорина на совещании поднят вопрос о создании в Хибинах первого в мировой научной практике Полярного ботанического сада в Заполярье.

6 сентября На торжественном заседании Общего собрания АН СССР академик А.Е. Ферсман делает доклад о проблемах Мончетундры, указывая на несомненное практическое значение медно-никелевых месторождений и на необходимость разведки на месторождениях железных руд и оливиновых пород, заявляет о большом научном интересе и практическом значении изучения металлов платиновой группы в сульфидных рудах Мончи.

7 сентября Академик А.Е. Ферсман делает доклад на Научной комиссии Комитета по химизации об использовании нефелина для получения окиси глинозема для алюминиевой промышленности с одновременным получением соды и поташа, о применении нефелина в стекольной, керамической и текстильной промышленности и о возможности получения пермутита.

3 октября Постановлением Биологической группы АН СССР по инициативе Кольской экспедиции АН СССР и в соответствии с решением совещания под председательством академика А.Е. Ферсмана от 26 августа 1931 г. в составе Хибинской исследовательской горной станции Академии наук организован Полярно-альпийский ботанический сад под руководством Н.А. Аврорина.


Протокол заседания Биологической группы АН СССР от 3 октября 1931 г. об организации Ботанического сада при Горной станции АН СССР. НА ФИЦ КНЦ РАН

Ноябрь Ноябрьская сессия Академии наук СССР, посвященная проблемам производительных сил Ленинградской области, утверждает организацию Полярно-альпийского ботанического сада в составе Хибинской горной станции Академии наук СССР. На сессии с докладами выступили: академик А.Е. Ферсман («Современное состояние хибинской проблемы» и «Минеральное сырье Ленинградской области и его перспективы»), академик Г.М. Кржижановский («Энергетические ресурсы Ленинградской области и план их использования»), Ю.Д. Цинзерлинг («Геоботаническое районирование Ленинградской области и Карелии и ближайшие задачи исследования их растительного покрова»), Л.И. Прасолов («Итоги и новые задачи по изучению почв Ленинградской области»), С.Н. Недригайлов («Перспективы лесного хозяйства и лесной промышленности Ленобласти»), академик Н.И. Вавилов («Проблема северного земледелия»), академик Г.А. Надсон («Использование водорослей северных морей в технике и в сельском хозяйстве»), М.А. Павлов («Перспективы развития чугуноплавильного производства в Ленобласти и его сырьевая база»), Д.И. Щербаков («Нефелин и его применение»).

Декабрь Зимняя экспедиция под руководством А.Е. Ферсмана в Мончетундру для ознакомления с ходом поисковых работ на медно-никелевые руды.


Ходатайство А.Е. Ферсмана от 18 декабря 1931 г. в Имандровский колхоз о выделении оленьих упряжек для поездки в Монче-тундру. НА ФИЦ КНЦ РАН

Зимняя экспедиция под руководством А.Е. Ферсмана в Мончегорский район, декабрь,1931 г. НА ФИЦ КНЦ РАН

А.Е. Ферсман у глыбы оливинита на скале Травяной вараки, Мончетундра. НА ФИЦ КНЦ РАН
1932

По инициативе и под руководством А.Е. Ферсмана создано Апатитонефелиновое бюро НИС ВСНХ СССР; в состав бюро вошли В.И. Кондриков, С.И. Вольфкович, Г.И. Войнилович, Б.И. Коган.

8 февраля Трест «Апатит» обращается в Академию наук о принятии ею руководства технологическими и аналитическими работами по изучению и использованию диатомовой земли и просит Академию наук провести поисковые работы на сапропелевые отложения, поисковые работы на катаплент, изучение тектонических и физических свойств пород Хибинских месторождений; академик А.Е. Ферсман и А.Н. Лабунцов привлекаются в качестве консультантов по поисковым работам в Мончетундре.

Март А.Е. Ферсман с секретарем Хибиногорской парторганизации и группой рабочих поехали в Мончетундру с целью дополнительной проверки полученных данных о никеле и железе в Монче.

Завершается строительство нового здания Хибинской горной станции АН СССР.


Строители Хибинской горной станции, 1932 г. НА ФИЦ КНЦ РАН

9–12 апреля 1-я Полярная конференция, организованная НИС НКТП под председательством академика А.Е. Ферсмана, проходит в г. Хибиногорске, на ХИГС «Тиетта», и на Нивастрое. Основные вопросы повестки дня – геология Кольского полуострова как объект исследования, применение нефелина в промышленности, освоение сфенов, вопросы энергетики и строительства Кандалакшского химкомбината. Конференция утверждает проект пятилетнего плана работ треста «Апатит».

10 апреля Состоялось торжественное открытие главного здания ХИГС АН СССР – «Тиетты», функционировавшего весь предвоенный период (в начале Великой Отечественной войны, в 1941 г., сгорело в начале войны). Из воспоминаний Е.Б. Халезовой, дочери Е.Д. Борнеман-Старынкевич: «Он (по выражению акад. Н.В. Белова – деревянный дворец) был совершенно необычной архитектуры: с холлом высотой в два этажа, над которым на уровне второго этажа была круговая балюстрада; на нее выходили двери жилых комнат – наших (науч. сотрудников) и А.Е. Ферсмана. Посреди холла большой овальный стол, покрытый зеленым сукном. У правой стены камин и дверь в библиотеку, все книги (6000 ед. хр.) которой были подарены «Тиетте» Александром Евгеньевичем. Напротив входа двустворчатые стеклянные двери, ведущие на большую веранду треугольной формы, служившую красным уголком, где на столе были разложены очередные номера научных журналов и газеты. Из холла налево как на первом этаже, так и с балюстрады второго этажа тянулись длинные коридоры, с левой стороны которых были большие окна, а с правой, на первом этаже – минералогический музей, химическая лаборатория и в торце коридора большая веранда (летняя столовая); на втором этаже – несколько жилых комнат, зимняя столовая, большая химическая лаборатория и весовая. Из всех помещений второго этажа были двери, выходящие на длинный балкон, вытянутый вдоль всего фасада здания. Над холлом размещался третий этаж, где было всего две комнаты, а над ними смотровая площадка и вышка с флагштоком, на котором развевался красный флаг».


Участники Первой полярной конференции во главе с А.Е. Ферсманом на открытии нового здания Хибинской Горной станции, 10 апреля 1932 г. НА ФИЦ КНЦ РАН Здание Хибинской горной станции АН СССР «Тиетты». НА ФИЦ КНЦ РАН

Здание Хибинской горной станции АН СССР «Тиетты». НА ФИЦ КНЦ РАН

3 июля Сотрудники Ботанического сада и Ботанического отряда Кольской комплексной экспедиции (Н.А. Аврорин, Л.И. Боброва, М.Х. Качурин, А.А. Коровкин) провели пробные посадки первых переселенных растений, которые сохранились в коллекции Ботсада до наших дней.


Первые посадки в Ботаническом саду. В центре Н.А. Аврорин, 1932 г. НА ФИЦ КНЦ РАН

Август Итоги сезона полевых экспедиционных работ 1932 года:

  • от Академии наук на Кольском полуострове работали 12 полевых отрядов – в районе к западу от оз. Имандра – Монче, Волчья, Сальная и Лосевые тундры (Б.М. Куплетский, О.А. Воробьева, Чеботарев, М.А. Лаврова и А.Н. Лабунцов);
  • продолжились геолого-петрографические и минералогические исследования в Хибинах, где впервые ставятся работы по изучению тектоники горного массива (А.Н. Лабунцов, Н.Н. Гуткова, А.В. Пэк, Г.Т. Кравченко) и в районе будущего строительства Тулома – ГЭС;
  • отряд профессора А.А. Григорьева по специальному заданию проводил геоморфологические исследования;
  • два отряда (С.Ф. Егоров и Н.В. Полонский) по заданию треста «Апатит» вели работы по поискам и изучению диатомитовых и сапропелевых месторождений;
  • впервые проведены работы по изучению вечной мерзлоты на Кольском полуострове (М.И. Сумгин);
  • продолжились работы по изучению растительного и животного мира Мончетундры и Хибин (Н.А. Аврорин и В.Ю. Фридолин).

Карта работ Академии наук СССР на Кольском полуострове в 1920–1932 г.

6 сентября А.Е. Ферсман принял участие в заседании Комиссии по проработке пятилетнего плана арктических исследований в Москве.

9 сентября Президиумом АН СССР (протокол заседания № 17) утверждено «Положение о Полярно-альпийском ботаническом саде при Горной станции АН СССР в Хибинах» под руководством директора Н.А. Аврорина.

27 октября Состоялось совещание Бюро НИС НКТП по вопросам:

  1. получения окиси алюминия разложением нефелина плавиковой кислотой;
  2. получения цианамида кальция из апатита;
  3. плана работ по глинозему и фосфору в 1933 году.

На заседании Бюро НИС НКТП обсуждался план научно-исследовательских работ на 1933 год по проблеме комплексного использования хибинского сырья – работы ГИПХ по получению окиси алюминия в лабораторном и полузаводском масштабах, работы Хибинской горной станции Академии наук по аналитическим работам, в основном по редкоземельному сырью, работы Геохимического института Академии наук СССР по получению из нефелина силикагеля, калиевых квасцов, окиси алюминия, соды и регенерации серной кислоты с применением электролиза.

26 ноября Заседание Бюро НИС НКТП по итогам НИР за 1932 г. и принятию плана НИР на 1933 г. под председательством академика А.Е. Ферсмана с участием директора треста «Апатит» В.И. Кондрикова.


Макет Хибинской горной станции АН СССР «Тиетта». Музей-Архив истории изучения и освоения Европейского Севера ФИЦ КНЦ РАН
1933

Июнь Бригада в составе сотрудников АН СССР и треста «Апатит» во главе с академиком А.П. Карпинским выезжает в Северный край для ознакомления с научно-исследовательскими и разведочными работами по полезным ископаемым и с экономикой края, а также для выяснения экономических межрайонных связей Северного края и Ленинградской области и, в частности, Мурманского округа. Состав бригады: от АН СССР – академик А.П. Карпинский, А.Н. Толмачев, В.Н. Васильев, А.А. Чернов, С.В. Керпели, М.Б. Едемский; от треста «Апатит» – Г.Н. Соловьянов.

8–9 сентября Состоялась 2-я Заполярная конференция по освоению производительных сил Хибинского промышленного района, созванная НИС НКТП, АН СССР и Северным горно-химическим трестом «Апатит». Заседания проводились в г. Хибиногорске и на «Тиетте». В конференции приняли участие представители 26 организаций и учреждений. Обсуждались следующие проблемы: апатит в черной и цветной металлургии; комплексное использование апатита и нефелина; сера и серная кислота; проблема редких элементов; проблема редких земель; медь, никель, железо; проблема комплексного изучения производительных сил Кольского полуострова.

Ноябрь На 8 ноября состав штата ХИГС АН СССР следующий: директор – акад. А.Е. Ферсман; зав. Станцией – Е.П. Кесслер; ученый секретарь – О.А. Воробьева; ст. химик – И.Д. Борнеман-Старынкевич; химик – Г.М. Ермолин; конюх – О.П. Парксен; сторож К.П. Васкевич и уборщица Е.А. Васкевич.

От Академии наук СССР на Кольском полуострове работают 17 отрядов. В Хибинских тундрах проводятся минералого-геохимические, тектонические, четвертичные, радиологические, геоботанические, зоогеографические, климатологические исследования. В районе Кандалакшского залива работает минералогический отряд, в районе бассейнов рек Умба, Варзуга и Поной ведутся геоморфологические исследования. Впервые начато геолого-петрографическое изучение зеленокаменной свиты Имандра–Варзуга. В Ловозерских тундрах продолжаются петрографо-минералогические исследования, в районе Варзуга–Иоканга ведутся работы по выяснению и характеристике оленеводческих кормовых ресурсов.

Геохимическая лаборатория на «Тиетте» под руководством И.Д. Борнеман-Старынкевич ведет работы по выработке методики определения молибдена в молибденовой руде и метода определения суммы редких земель в ловчорритовой руде, изучает ловчоррит и продукты его изменения, анализирует новые минералы – вудьяврит, кондрикит, карбоцер.

На «Тиетте» заработала маленькая электростанция. В обоих домах зажглись лампочки, над входом в дом загорелся фонарь, лаборатория стала работать на электрических приборах. Одновременно с электричеством появилось паровое отопление, штат «Тиетты» пополнили новые сотрудники: молодые химики супруги И.В. Степанов и М.А. Степанова, метеоролог Т.Т. Клименко, географ Н.М. Каратаев, экономист Холмянский.

Ученым секретарем ХИГС АН СССР О.А. Воробьевой составлен тематический план работы на 2-ю пятилетку (1933–1937 гг.) в т.ч.:

  • На 1933 г. – цикл геолого-минералогических работ; антрополого-этнографический цикл (изучение влияния полярной ночи на человека; учет населения, здоровья; исследование социальных проблем и профзаболеваний); организация метеорологической вышки и ряда пунктов в районе Вудьяврчорра и Ноачвумчорра; изучение снежных и ледовых покровов.
  • На 1934 г. – тектонические работы в Хибинах; геохимическое изучение титановых месторождений; геохимическое изучение Хибин (геолого-минералогический цикл работ); антрополого-этнографические работы в направлении изучения влияния полярной ночи на человека; учет населения Кольского Севера (продолжение); изучение процессов перехода к социалистической системе народного хозяйства; систематические метеонаблюдения;
  • На 1936 г. – минералогическое изучение магнетитовых месторождений, работы в Хибинах, составление сводной петрографической карты Луявргурта; геохимические исследования в лаборатории КБАН СССР; изучение истории лопарей и колонизации региона, изучение их трудовых ресурсов и современной культуры лопарей; почвенно-ботанические работы Ботанического сада КБАН СССР
  • На 1937 г. – тектоническое, геохимическое изучение кианитовых сланцев центрального водораздела; разработка и организация совхозов в районе Хибин, изучение вопросов построения колхозов; систематические метеонаблюдения; составление сводной карты климата Хибин и окружающих районов; выведение среднемесячных и годовых данных.
1934

Весна Сотрудник Ботанического сада М.Х Качурин совершает первую интродукционную поездку на Алтай, откуда привозит и пересылает посылками живые растения, которые составили основу коллекционного фонда. Создаются первые коллекционные питомники травянистых и древесных интродуцентов. Построена первая теплица.