Northern Energetics Research Centre

Northern Energetics Research Centre - Branch of the Federal Research Centre "Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences" (NERC KSC RAS)

815-55-74-434; 79-312 (секр.) postmast@ien.kolasc.net.ru
815-55-74-434 http://en51.ru

Селиванов Василий Николаевич

Селиванов Василий Николаевич

Директор ЦЭС КНЦ РАН (филиала) , к.т.н.

815-55-79-407
Минин Валерий Андреевич

Минин Валерий Андреевич

Заместитель директора по научной работе , к.т.н.

815-55-79-611
Ивонин Виктор Владимирович

Ивонин Виктор Владимирович

Ученый секретарь

815-55-79-600

Scientific research in the field of hydropower on the Kola Peninsula began in the post war years. In 1950, during the reorganization of the Kola Scientific base in the Kola branch of the USSR Academy of Sciences, it included the Department of hydropower, whose main task was to study the hydropower resources of the Kola Peninsula in order to justify the construction of hydroelectric power plants. In 1961 on the basis of Department the Laboratory of power engineering and complex water problems of Mining and Metallurgical Institute of KFAN of the USSR was created. The results of extensive studies of hydropower resources of the Kola Peninsula were used in the preparation of the hydropower inventory and the creation of the Serebryansky and Teribersky cascades of hydroelectric power plants.

In the late 50s - early 60s, the intensive development of the Murmansk regional economy and the energy system of the Kola Peninsula put forward new tasks for the heating of industrial enterprises and cities, as well as for the construction and operation of thermal power plants. The Department of energy is involved in a comprehensive research work to optimize the fuel and energy balance of the Murmansk and neighboring regions.

In 1973, the Department of energy was allocated as an independent unit at the Presidium of the USSR KFAN, and in 1990 on the basis of the Department of energy was established Institute of physical and technical problems of energy North Kola research center RAS, which existed until 2004.

On the basis of the resolution of Presidium of Kola Science Center of RAS of March 25, 2004 N 2 the Branch of the Kola Science Center of RAS - created the Northern Energetic Research Centre as the separate structural division of the Kola scientific center of the Russian Academy of Sciences.

In different years the Laboratory - Department - Institute - Center was headed by: Ph. D. Grigoriev S. V.; Ph. D. Markov P. I.; Ph. D. Panin A. P.; Ph. D. Stepanov I. R.; Ph. D. Papin A. A.; Ph. D. Elokhin V. R.

Since 2000, the Institute is headed by a corresponded member of Russian Academy of Electrotechnical Sciences, doctor of technical science Efimov B. V.

Study the problems of reliable and efficient power supply to consumers in the specific conditions of the North and the use of electricity in the technologies of extraction and processing of mineral raw materials.

Research and justification of environmentally and socially effective ways of energy development, according the regional specifics in the new economic conditions.

Центр физико-технических проблем энергетики Севера

Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦЭС КНЦ РАН)

184209, Мурманская обл., г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 14
815-55-74-434; 79-312 (секр.) postmast@ien.kolasc.net.ru
815-55-74-434 http://en51.ru

Селиванов Василий Николаевич

Селиванов Василий Николаевич

И.о. директора ЦЭС КНЦ РАН (филиала), к.т.н.

815-55-79-407
Минин Валерий Андреевич

Минин Валерий Андреевич

Заместитель по научной работе, к.т.н.

815-55-79-611
Ивонин Виктор Владимирович

Ивонин Виктор Владимирович

Ученый секретарь,

Научные исследования в области гидроэнергетики на Кольском полуострове были начаты в послевоенные годы. В 1950 г. при реорганизации Кольской Научной базы в Кольский филиал АН СССР, в его состав вошел Отдел гидроэнергетики, главной задачей которого было изучение гидроэнергетических ресурсов Кольского полуострова с целью обоснования строительства гидроэлектростанций. В 1961 году на базе Отдела была создана Лаборатория энергетики и комплексных водохозяйственных проблем Горно-металлургического института КФАН СССР. Результаты широких исследований гидроэнергетических ресурсов Кольского полуострова были использованы при составлении гидроэнергетического кадастра и создании Серебрянского и Териберского каскадов гидроэлектростанций.

В конце 50-х - начале 60-х годов интенсивный ход развития народного хозяйства Мурманской области и энергетической системы Кольского полуострова выдвинул новые задачи по теплофикации промышленных предприятий и городов, а также по строительству и эксплуатации тепловых ГРЭС. Отдел энергетики включается в комплексную научно-исследовательскую работу по оптимизации топливно-энергетического баланса Мурманской области и соседних областей.

В 1973 году Отдел энергетики был выделен в самостоятельное подразделение при Президиуме КФАН СССР, а в 1990 году на базе Отдела энергетики был создан Институт физико-технических проблем энергетики Севера Кольского научного центра РАН, просуществовавший до 2004 года.

На основании постановления Президиума КНЦ РАН от 25 марта 2004 г. N 2 создан Филиал Кольского научного центра РАН - Центр физико-технических проблем энергетики Севера как обособленное структурное подразделение Кольского научного центра Российской академии наук.

В различные годы Лабораторию - Отдел - Институт - Центр возглавляли: к.т.н. Григорьев С.В., к.т.н. Марков П.И., к.т.н. Панин А.П., д.т.н. Степанов И.Р., д.т.н. Папин А.А., д.т.н. Елохин В.Р.

С 2000 г. институт возглавляет чл.-корр. АЭН РФ, д.т.н. Ефимов Б.В.

Исследование проблем надежного и эффективного электроснабжения потребителей в специфических условиях Севера и применения электроэнергии в технологиях добычи и переработки минерального сырья.

Исследование и обоснование экологически и социально эффективных путей развития энергетики с учетом специфики региона в новых условиях хозяйствования.