Institute of North Industrial Ecology Problems

Separate subdivision of the Federal State Budgetary Institution of Science of the Federal Research Center «Kola Science Center» (INEP KSC RAS)

184209, Murmansk region, the city of Apatity, md. Akademgorodok, d. 14A
815-55-79-779; 79-594; 61-093 makarov@inep.ksc.ru
815-55-74-964 http://inep.ksc.ru

Макаров Дмитрий Викторович

Макаров Дмитрий Викторович

Директор ИППЭС КНЦ РАН (обособленного подразделения) , доцент, д.т.н.

815-55-79-594
Боровичев Евгений Александрович

Боровичев Евгений Александрович

Заместитель директора по научной работе , к.б.н.

815-55-79-378
Вандыш Оксана Ивановна

Вандыш Оксана Ивановна

Ученый секретарь , к.б.н.

The Institute was established on June 27, 1989 by the Presidium of the USSR Academy of Sciences Act № 577.

The vigorous development of the mining, metallurgical, chemical and energy industries, the defense industry and the accompanying growth of infrastructure and urbanization on the Kola Peninsula, which began in the 30s of the XX century, led to significant pressures on the nature of the Far North. To form a scientific approach to the assessment of living organisms and their habitat, the Presidium of the USSR Academy of Sciences in 1978 created a Laboratory of nature protection in the structure of the Kola branch of the USSR Academy of Sciences, headed by doctor of biological sciences Vasily V. Kryuchkov.

In 1989, in connection with the need to improve the concept of environmental management, the country's first multidisciplinary environmental Institute of North industrial ecology (INEP KSC RAS) was organized on the basis of the laboratory of Nature protection. The founder and the first director of the Institute was doctor of technical Sciences, honored worker of science and technology, doctor of technical Sciences Gennady V. Kalabin.

This was the beginning of a scientific experiment, when experts in various fields (biologists, chemists, geographers, mathematicians, technologists) united to achieve a common goal – the development of scientific bases of environmental optimization of nature use in the North on the example of the Kola Peninsula, as the most urbanized and comprehensively developed mining and processing region of the Far North of Russia.

For 15 years from 2001 to 2016 the Institute was headed by Dr. Vladimir A. Masloboev. It was during his time at the Institute were brought to a new level of work on the study of biodiversity. At the same time, the Institute has been developing interdisciplinary research at the interface of Earth Sciences and biological Sciences to theoretical and experimental substantiation of methods of recovery of man-disturbed forest ecosystems and bioremediation of industrial waste dumps; biotechnology of extraction of metals; cleaning and remediation of natural and man-made environments from oil and other pollutants..

Cooperation with the leading institutions of the RAS and the Kola research center, large industrial enterprises located in the Murmansk region and beyond was continued and expanded. The Institute has grown its own scientific staff. The staff were taken young, but have already proved their worth scientists. Since March 2018, the Institute is headed by Dr. Dmitry V. Makarov.

Development scientific bases of ecological safety and sustainable nature management in the Arctic zone of the Russian Federation (Russian Arctic). Determination of permissible loads on terrestrial and aquatic ecosystems under the anthropogenic impact of the Russian Arctic mining. Development and improvement of monitoring methods.

Creation of environmentally sound technologies for the development and processing of mineral resources of natural and man-made origin. Development methods for reduction of ecological danger of waste from mining complex and the scientific bases for the restoration of anthropogenically disturbed landscapes.

Assessment of the state and dynamics of modern Arctic biodiversity, identification of its environmental functions, study of the history of its formation.

Key performance indicators
over the past year

Институт проблем промышленной экологии Севера

Обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ИППЭС КНЦ РАН)

184209, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 14А
815-55-79-779; 79-594; 61-093 makarov@inep.ksc.ru
815-55-74-964 http://inep.ksc.ru

Макаров Дмитрий Викторович

Макаров Дмитрий Викторович

Директор ИППЭС КНЦ РАН (обособленного подразделения), д.т.н.

815-55-79-594
Боровичев Евгений Александрович

Боровичев Евгений Александрович

Заместитель по научной работе, к.б.н.

815-55-79-378
Вандыш Оксана Ивановна

Вандыш Оксана Ивановна

Ученый секретарь, к.б.н.

Институт был создан 27 июня 1989 Постановлением Президиума Академии наук СССР № 577.

Начавшееся в 30-е годы XX столетия энергичное развитие на Кольском полуострове горнодобывающей, металлургической, химической и энергетической отраслей промышленности, оборонного комплекса и сопутствовавший им рост инфраструктуры и урбанизации привели к значительным нагрузкам на природу Крайнего Севера. Для формирования научного подхода к оценке состояния живых организмов и среды их обитания Президиум АН СССР в 1978 г. создал в структуре Кольского филиала АН СССР Лабораторию охраны природы, которую возглавил доктор биологических наук Василий Васильевич Крючков.

В 1989 г. в связи с необходимостью совершенствования экологической концепции природопользования на базе Лаборатории охраны природы был организован первый в стране многопрофильный экологический Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС КНЦ РАН). Основателем и первым директором Института стал доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники д.т.н. Геннадий Валерианович Калабин.

Так было положено начало научному эксперименту, когда специалисты различных направлений (биологи, химики, географы, математики, технологи) объединились для достижения общей цели – разработки научных основ экологической оптимизации природопользования на Севере на примере Кольского полуострова, как наиболее урбанизированного и комплексно развитого горно-перерабатывающего региона Крайнего Севера России.

На протяжении 15 лет с 2001 по 2016 гг. Институт возглавлял д.т.н. Владимир Алексеевич Маслобоев. Именно при нем в Институте были выведены на новый качественный уровень работы по изучению биоразнообразия. В это же время в Институте получили развитие междисциплинарные исследования на стыке наук о Земле и биологических наук: теоретическое и экспериментальное обоснование методов восстановления техногенно нарушенных лесных экосистем и биорекультивации отвалов промышленных отходов; биотехнологии извлечения металлов; очистки и ремедиации природных и техногенных сред от нефтяных и других загрязнителей.

Было продолжено и расширено сотрудничество с ведущими учреждениями РАН и Кольского научного центра, крупными промышленными предприятиями, расположенными на территории Мурманской области и за ее пределами. В институте были выращены собственные научные кадры. В штат были приняты молодые, но уже доказавшие свою состоятельность ученые. С декабря 2016 года временно исполнял обязанности директора д.б.н., профессор Николай Александрович Кашулин. С марта 2018 года Институт возглавляет д.т.н. Дмитрий Викторович Макаров.

Разработка научных основ экологической безопасности и устойчивого природопользования в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Определение допустимых нагрузок на наземные и водные экосистемы в условиях антропогенного воздействия предприятий горнопромышленного комплекса АЗРФ. Развитие и совершенствование методов мониторинга.

Создание экологически обоснованных технологий освоения и переработки минерально-сырьевых ресурсов природного и техногенного генезиса. Разработка способов снижения экологической опасности отходов горнопромышленного комплекса и научных основ восстановления техногенно-нарушенных ландшафтов.

Разработка научных основ охраны и мониторинга редких и исчезающих видов и редких растительных сообществ, оценка влияния видов-вселенцев на биоразнообразие и продуктивность арктических природных систем.

Обеспечение интеграции академической и вузовской науки в Мурманской области в целях повышения эффективности и качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации.

Оценка и долгосрочное прогнозирование возможных изменений экологических и природно-хозяйственных систем при различных сценариях природопользования и глобальных изменениях природной среды и климата.

Оценка состояния и динамики современного биоразнообразия Арктики, выявление его средообразующих функций, исследование истории его формирования.

Важнейшие результаты деятельности
за прошедший год